Боголюбово во Владимирской области и его достопримечательности


Удивительно гармоничный и приветливый поселок Боголюбово расположился на берегу знаменитой реки Клязьмы. Ее воды были свидетелями эпохальных событий в развитии северо-восточной Руси, возникновения и экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества, распространения его влияния на все русские земли.

Древнее наследие княжеских времен, дошедшее до нас в виде уникальных культурных памятников, исторических достопримечательностей, дало право Боголюбово занять почетное место в официальном списке исторических городов России.

Несколько фактов о Боголюбово

  • Основал поселение в середине XII века князь Андрей Боголюбский, ему оно и обязано своим названием. Вокруг княжеского дворца активно строились каменные жилища, стены, соборы; внутри процветали торговля и ремесла.
  • Вплоть до 1177 года Боголюбово считалось крупнейшим центром Северо-Восточной Руси. Смерть князя, последующая череда междоусобных войн и погромов периода Средневековья привели к разрушениям и падению статуса города.
  • Возрождающееся храмовое строительство было остановлено с приходом к власти большевиков в начале XX века. Тем не менее поселок сохранил аутентичный вид, который придает ему множество строений времен Древней Руси.
  • Сейчас численность населения Боголюбово- 4,5 тыс. человек.
  • Боголюбово находится в 12 километрах от Владимира, расстояние до Суздаля — 30 км.
  • Главные достопримечательности Боголюбово — церковь Покрова на Нерли и Свято-Боголюбский женский монастырь.

Владимир: с XIX в. до наших дней


Свято-Боголюбский монастырь. Фотограф — Владимир д’Ар
Строительство загородной крепости было начато в 1158 году и длилось до 1165 года. По замыслу Андрея Бо­голюбского это должен был быть небольшой, но хорошо ук­репленный замок, по примеру западноевропейских. Он был окружен мощными земляными валами, имевшими в осно­вании до 20 м и высоту до 6 м. Поверх валов были воздвиг­нуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы, протекавшей под стенами города (ныне русло реки переместилось к югу, образовав обширную пой­му). Периметр валов достигал 800 м. Княжеская часть го­рода с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (еще и сегодня здесь можно видеть остатки оп­лывших валов и заболоченного рва).

Большую часть времени Андрей Боголюбский прово­дил в своей загородной резиденции. Здесь по его зову соби­рались военные дружины, здесь он принимал иностранных послов и богатых купцов, здесь он занимался другими важ­ными государственными делами.

Но расцвет Боголюбова был недолгим — всего около 16 лет. Темной глухой ночью 29 июня 1174 года князь был злодейски убит в своем замке заговорщиками. Во главе за­говора стояли братья его жены Улиты — Петр и Яким Куч- ковичи, ставленники боярской оппозиции. Поводом, послу­жившим к расправе над князем, была казнь им одного из братьев Кучковичей. Тайно проникнув под покровом ночи во дворец и предварительно через подкупленных слуг обезаружив князя, убийцы ворвались в опочивальню и набро­дились на него. Андрей оказал яростное сопротивление и убил одного из заговорщиков. Но силы были неравны. Тя­жело раненный, князь пытался спрятаться в лестничной башне. Но заговорщики нашли его там и убили, а тело выбросили во двор.

Дворец был разграблен. Вскоре в округе вспыхнуло восстание крестьян и ремесленников против княжеских приближённых и бояр. Восставшие подвергли город опусто­шительному разорению. Монголо-татарское нашествие окончательно привело Боголюбово в упадок. В XIII веке на его развалинах был основан Боголюбовский монастырь. 11» вплоть до XVI века Боголюбово считалось «градом За­лесным» наравне с Владимиром, Муромом, Гороховцом, | уздалем, Юрьев-Польским.

Осмотрим вначале монастырские постройки. Шумная автомагистраль «Москва — Горький» пролегла возле самих стен монастыря, вдоль его северной границы. Сойти с ав­тобуса удобнее у центрального входа в монастырь.

Здесь в середине XII века были поставлены белокамен­ные Святые врата с надвратной церковью апостола Андрея. Сегодня на их месте стоит надвратная Успенская церковь- колокольня. Она построена в 1841 году в линии ограды и нанимает доминирующее положение в монастырском ан­самбле. Ее высота — 58 метров. В плане представляет квад­рат четверика (в центре) с полукруглыми одночастными апсидами с запада и востока. В нижнем ярусе устроены па­радные ворота в виде арочного проема, оформленного с юга п севера торжественными портиками. Над воротами возвы­шается двухэтажная церковь. Над ней устроена круглая с арочными проемами колокольня, завершенная сферической кровлей со слухами и фигурной главой в виде короны. Фа- гады оформлены красивыми полуколоннами композитного ордера.

За воротами вздымается громада собора Боголюбской богоматери. Свое название храм получил в честь знамени­ той иконы Боголюбовой богоматери, написанной в сер един о XII века по заказу князя Андрея для своего загородного дворца (ныне во Владимирском музее). Собор возведен в 1855—1866 годах в центре монастыря. Его массивные фор мы и преувеличенно грузные тяжеловесные пропорции подавляют все окружающее. По своему характеру — это огромный пятиглавый крестокупольный собор, выстроен­ный в русско-византийском стиле, развитом в середине XIX века придворным архитектором К. А. Тоном. Строил­ся собор под наблюдением губернского архитектора Я. М. Никифорова. Архитектура здания ориентирована на древнерусские соборные храмы. Снаружи об этом свиде­тельствуют пятиглавие, членение фасадов на прясла, поза- комарное покрытие, внутри — деление интерьера посред­ством столбов на нефы, система парусных сводов и под- пружных арок.

К востоку от собора расположен двухэтажный келей­ный корпус. Он построен в 1830 году в строгих и даже ску­пых формах классицизма. По его образцу в 1883—1884 го­дах был возведен келейный корпус в Благовещенском мо­настыре в Муроме. Протяженное с юга на север здание замыкает пространственную композицию монастыря с вос­точной стороны.

В западной части монастырской территории находятся еще два двухэтажных корпуса. Один из них дом архиман­дрита, построенный в 1786 году, другой — дом келаря (вто­рая половина XVIII века), в котором до 1883 года находи­лась небольшая домовая церковь мученика Иустина Фило­софа. В XIX веке оба здания были сильно перестроены.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную пло­щадь с юга, расположена Благовещенская трапезная цер­ковь. Она сооружена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В начале XIX века церковь была перестроена и значительно утратила первоначальные формы. Однако это весьма интересный образец трапезных храмов XVII ве­на. Первый этаж использовался под хозяйственные нужды, второй представлял обширную светлую одностолпную па­лату, перекрытую крестовыми сводами, Барабан лукович­ной главы оформлен бусинообразными колонками и имеет и основании килевидные кокошники.

Теперь выйдем на древнюю соборную площадь, где находятся самые интересные постройки, относящиеся ко времени Андрея Боголюбского, когда он возвел здесь намок.

Внимание сразу привлекает небольшая открытая ча­совня, стоящая посреди площади. Она сооружена в конце XVII века из кирпича и представляет собою сферический шатер, покоящийся на четырех красивых грушевидных столбах, между которыми перекинуты двойные арки с ви­сячими гирьками. Благодаря удачному местоположению и миниатюрности форм, постройка вносит в ансамбль собор­ной площади элемент особой привлекательности.

Археологическими раскопками Н. Н. Воронина в 1934 — 1938 годах было установлено, что часовня стоит на месте, где при Андрее Боголюбском находился великолеп­ный белокаменный резной киворий в виде восьмиколон­ной ’аркады с круглой водосвятной каменной чашей посередине.

Сама площадь была замощена белым камнем. Помимо кивория на ней стояла еще белокаменная колонна (так называемый богородичный столп), окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображе­нием богоматери.

С востока площадь замыкали самые величественные постройки — белокаменные княгкеский дворец и собор.

Собор Рождества богородицы являлся центром всего дворцового ансамбля. Он был построен в 1158 году и пред­ставлял собою одноглавый четырехстолпный храм. Особен­но изысканным было его убранство, которое поражало сов­ременников. Летописец XII века Кузьма Киянин оставил гакую запись: «Все приходившие дивились и не могли выразить своего восхищения ее великолепием… Внутри храм снизу доверху, по стенам и по колоннам, был окован золо­том,.. Вся церковь была построена с необычайным искус­ством и украшена всем, приличествующим храму: купол ее князь вызолотил, церковные своды и аркатурный пояс тоже были позолочены и расцвечены каменьями».

Полы в соборе были выложены из листов красной ме­ди, а на хорах — из разноцветных майоликовых плиток с изображением птиц и цветов. Интерьер украшали четыре величественных круглых колонны с аттическими базами и вызолоченными пышными лиственными капителями, а так­же великолепные фрески, выполненные первоклассными мастерами.

В убранстве фасадов широко была использована бело­каменная резьба. Резными были перспективные порталы, которые обрамляли входы в собор. Резной аркатурно-ко- лончатый пояс охватывал храм со всех сторон (частично сохранился на северной стене под переходом)-. Резные мас­ки в виде женских и львиных голов украшали стены (три львиные маски сохранились на западном фасаде).

Современники справедливо сравнивали боголюбов- скую церковь с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

К сожалению, храм не сохранился в первоначальном виде. В 1722 году из-за значительных перестроек верх зда­ния обрушился. В 1751 —1772 годах собор был вновь от­строен на старом основании с сохранением в нижней части древних белокаменных стен, но уже в духе барокко, о чем напоминают многие фасадные элементы.

Мастера стремились сохранить старый тип храма. Это четырехстолпный, крестовокупольный собор, прямоуголь­ный в плане, завершенный восьмигранным световым бара­баном с луковичной главой на круглой изящной шейке, оформленной красивыми волютами.

Центральное (междустолпное) пространство внутри храма перекрыто куполом, боковые нефы — коробовыми сводами. Хоры на западной стороне расположены нееколь- ко выше обычного, вследствие чего интерьер кажется еще более просторным.

В целом архитектурное решение храма отмечено пре­дельной ясностью и простотой, что, несомненно, навеяно формами древнего белокаменного здания.

В древности собор являлся частью единого дворцового комплекса. С южной и северной стороны от него стояли угловые башни, соединенные с собором переходами. Юж­ная башня (не сохранилась) выводила на боевую площадку южной крепостной стены замка. Сохранившаяся северная башня с переходом на хоры собора соединяла храм с кня­жеским дворцом (сегодня на его месте расположен келей­ный корпус). Таким образом, посредством целой системы переходов из дворца можно было попасть в собор и на кре­постные стены.

Лестничная башня и переход (1158 год), примыкающие к собору с севера, являются ныне уникальным памятником гражданского зодчества XII века.

Переход представляет собою небольшое, прямоуголь­ное помещение, перекрытое сомкнутым сводом. Оно распо­ложено над проездной аркой, через которую с дворцовой площади попадали во внутренний двор. Из этого помеще­ния на хоры собора ведет арочный проем двери.

С улицы на переход можно попасть только через лест­ничную башню. Это двухъярусная постройка, квадратная в плане. Первый ярус ее представляет узкую винтовую ка­менную лестницу, расположенную вокруг массивного цент­рального столба — опоры. Лестница делает вокруг него два с, половиной оборота и выводит в помещение второго яруса, имеющего вспарушенные своды. Отсюда одна Дверь (юж­ная) ведет на переходы в собор, а другая (северная), ныне заложенная, вела в. древности на переходы, которые вели в жилые княжеские палаты.

Таким образом, лестничная башня связывала дворец с собором и служила своеобразными сенями. Это была довольно распространенная в Древней Руси традиция строи­тельства жилых зданий. В центре дома обычно располага­лись сени, а по сторонам — чистая холодная изба и теплая жилая клеть. Интересно, что и в каменном дворцовом строительстве мастера придерживались этого обычая.

Освещались лестничная башня и переходы узкими щелевидными окнами в виде бойниц с расширением откосов внутрь. На втором этаже башни, с восточной стороны, на­ходится необычное трехарочное окно с небольшими колон­ками, украшенными романскими базами и капителями.

Фасады лестничной башни и перехода декорированы аркатурно-колончатым поясом. Углы постройки оформлены лопатками с трехчетвертными колоннами, заканчивающи­мися резными лиственными капителями. В постройках дворца резьба создавалась еще под большим влиянием ро­манского искусства Западной Европы, откуда Андрей Бо- голюбский приглашал мастеров.

Завершается лестничная башня шатровой колокольней, надстроенной из кирпича в XVII веке. Вход в башню нахо­дится с востока, со стороны внутреннего двора. В древности он был обрамлен резным порталом с полуциркульной ар­кой. Массивная дубовая дверь, открывавшаяся внутрь баш­ни, вращалась на специальных опорах, вставленных в вы­долбленные в полу и в притолоке лунки.

В интерьере сохраняются интересные росписи, выпол­ненные в 1764 году монастырскими живописцами по моти­вам древнерусской «Повести об убийстве Андрея Боголюб­ского».

Церковь Покрова на Нерли. В неразрывной связи с бе­локаменными постройками Боголюбова находится и цер­ковь Покрова на Нерли — жемчужина мирового зодчества.

Она расположена в полутора километрах от Боголюбо­ва, на берегу Нерли, близ впадения ее в Клязьму. Узкая петляющая тропинка ведет туда через живописную пойму, утопающую летом в буйном разнотравье. Весной к храму пути нет: все кругом до горизонта затопляется водой. Го­ворливые волны вплотную подкатываются к крохотному островку с одиноким храмом. Зимой .все окрестности тонут в белоснежном безмолвии. Кажется, что и сам храм раство­ряется в нем.

Церковь воздвигнута в 1165 году, «за одно лето», в честь победоносного завершения Андреем Боголюбским похода, в Волжскую Болгарию и в память погибшего там юного сына Изяслава.

По своему местоположению она служила своеобразны­ми речными воротами в столицу Владимиро-Суздальской Руси. Здесь находилась пристань, куда приплывали посоль­ские и купеческие корабли. В их честь в богато убранном храме устраивались торжественные службы. Блеск и богат­ство, которыми сопровождались приемы, должны были по­разить гостей и удивить еще большим великолепием, кото- роё ожидало их в Боголюбове и в самом Владимире. Так князь старался показать могущество и силу своего госу­дарства и упрочить свой авторитет среди других русских и иностранных правителей. Тем самым архитектура выпол­няла политические задачи и была отражением княжеской идеологии.

За свою многовековую историю храм многое претерпел. До 1764 года здесь находился небольшой монастырь, после чего церковь была приписана к Боголюбскому монастырю, li 1794 году невежественные церковные власти предназна­чили храм к сломке. Только случай (подрядчик запросил слишком большую сумму за разборку) спас памятник ми­рового значения от неминуемой гибели.

Церковь представляет собою характерный для владими- ро-суздальского зодчества одноглавый княжеский собор крестово-купольного типа с небольшой трехчастной аспи- дой с востока.

В плане храм представляет собою почти квадрат. Фа­сады по вертикали членятся сложнопрофилированными пи­лястрами с декоративными колонками на три прясла, за­вершающиеся закомарами. Пилястры своими многочислен­ными обломами глубоко врезаются в толщу стен, почти уничтожая их статичную гладь. Появляющееся при этом активное взаимодействие света и тени как бы дематериали­зует камень, делает его более легким и невесомым. Мощное и стремительное движение пучков вертикалей устремляет собор ввысь. Энергичный взлет форм делает пропорции храма еще более изысканными и утонченными.

Восточные прясла южного и северного фасадов значи­тельно сужены по сравнению с остальными. Но вместе с выступающими рядом апсидами они уравновешивают фа­садную композицию, придавая ей свободу и непринужден­ность. Этот тонкий прием .зодчих еще более оживил стены, внес в гармонию форм неповторимое своеобразие и обая­ние.

Архитектурный фриз делит фасады по горизонтали на две почти равные части. Над четвериком легко возносится стройный световой барабан, обрамленный ажурной арка­дой. Завершалась ярусная композиция небольшой шлемо­видной главой, которая придавала храму особую стат­ность (существующая ныне луковичная глава появилась в 1803 году).

В результате археологического обследования храма, проведенного в 1954—1955 годах Н. Н. Ворониным, было обнаружено, что с трех сторон церковь окружала галерея, а у юго-западного угла находилась башня, откуда можно было через дверной проем в южной стене попасть на хоры собора. Следовательно, ярусность храма была еще более выразительной, а движение архитектурных форм вверх бо­лее устремленным.

Легкое резное убранство собора довольно Скромно, но вместе с тем выразительно и согласовано с архитектурой.

Закомары центральных прясел всех трех фасадов ..(кро­ме восточного) украшены рельефами с изображением биб­лейского царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяю­щих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид бла­гословляет, а в левой держит псалтырь. Изображение. Да­вида здесь не случайно. Он был идеалом всесильного и ум­ного правителя и считался покровителем владимирского княжеского дома.

В боковых закомарах расположены резные грифоны с ланью в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно при­слушиваются к голосу Давида. Скорее это символы защиты от зла.

Ниже, над окнами, установлены женские маски. Это символы женского божества, олицетворяющие собою культ богородицы, необычайно развитый во Владимирской земле. Таких масок на фасадах собора 21.

Еще ниже, возле окон центрального прясла, над пор­талами, представлены лежащие львы. Это бдительные стражи храма, не пропускающие в него злые и враждебные силы.

Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки кото­рого имеют пышные лиственные капители, а консоли пред­ставлены в виде объемных резных женских и звериных масок.

В создании скульптурного убранства собора участвова­ли, видимо, уже местные владимирские мастера, а не ро­манские из Западной Европы, как в Боголюбове. Об этом свидетелъствуют стиль и манера исполнения рельефов, ис­ходящие, из навыков народной резьбы по дереву.

В храм ведут три изящных резных перспективных пор­тала. Войдем внутрь. Устремленные вверх членения ин­терьера и здесь подчеркивают стройность и легкость форм храма. Барабан и подкунольные арки с парусами покоят­ся на четырех крестчатых столбах, заканчивающихся рез­ными парными львами с добродушными мордами. Всего в соборе 20 пар таких львов. Они очень оживляют интерьер, придают ему особый уют и тепло.

Столбы делят собор на три небольших продольных и поперечных нефа, перекрытых коробовыми сводами. При довольно значительной высоте этих нефов в сочетании с малыми размерами по ширине, интерьер становится еще более подтянутым. Хоры, как и в Успенском соборе Влади­мира, несколько понижены, что значительно освобождает верхнее пространство храма, наполненное светом и воз­духом.

В отличие от Дмитриевского собора, отмеченного пе­чатью мужественной красоты, храм Покрова на Нерли необычайно женственен и поэтичен. Пленительная тонкость пропорций, изящество форм,, глубокая одухотворенность и лиричность образа захватывают и очаровывают путника.

Возвращаясь в Боголюбово, невольно еще и еще раз оглядываешься, останавливаешься и смотришь на чудо, со­творенное человеческими руками.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

Фотографии от Владимира д’Ар

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Осматривать достопримечательности Боголюбово следует с его «визитной карточки» и одного из самых красивых храма в стране — храма Покрова на Нерли. По легенде, князь Андрей Боголюбский посвятил храм погибшему в битве с врагами сыну Изяславу. Другая версия – восхваление победы Боголюбского над Волжской Булгарией и дань уважения празднику Покрова Богородицы.

Храм Покрова на Нерли

Археологи выяснили точную дату возведения храма – лето 1158 года. Миниатюрность, хрупкость и воздушность 21-метровой церкви придают материал из которого она сделана – белый песчаник, и особый наклон стен, что продолжает традиции владимиро-суздальской школы. Галерея, окружавшая храм, и внутреннее убранство (кроме алтаря) не сохранились. Строительство колокольни также не увенчалось успехом.

Храм Покрова на Нерли весной

Однако местоположение на живописной возвышенности (5-метровом насыпном рукотворном холме на реке Нерль); украшения из камня в виде фигур мифических животных и царя Давида; аккуратный удлиненный купол, венчающий храм; своеобразные небольшие окошки позволяют отнести памятник к шедеврам мировой архитектуры. Не зря он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Посещать достопримечательность лучше в летний и осенний период, когда Нерль не разливается.

Боголюбовский луг

Боголюбовский луг

Светские достопримечательности Боголюбово немногочисленны. В основном это природные объекты, тематически и территориально связанные с религиозными памятниками зодчества.

Боголюбовский луг

Среди них стоит упомянуть Боголюбовский луг. Эта заповедная зона, на которой располагается храм Покрова на Нерли. Она недоступна для прогулок в периоды половодья. Местность очень живописная, здесь встречаются растения-эндемики, занесенные в Красную книгу.

Железнодорожная станция Боголюбово

Пассажирское здание, построенное в 1862, окрашено в цвета под стать сооружениям монастырского комплекса, расположенного в небольшом отдалении. Белое аккуратное одноэтажное здание с синей крышей сложено из бруса, облицованного деревянными рейками наподобие елочки.

Боголюбово владимирская область. достопримечательности, фото и описание, маршрут для туриста, что посмотреть самостоятельно

Старинная постройка образца 19 века с большими окнами и печным отоплением является редким архитектурным объектом, скромно выделяющимся своей простотой среди современных, оборудованных по последнему слову техники железнодорожных станций России.

Очень символично, что пассажирское здание исторического поселения хранит атмосферу провинциальной старины, уюта и безмятежности.

Пешеходный мост на станции Боголюбово

Боголюбово, достопримечательности которого окутаны завесой седой древности, радует приезжих инновационными объектами. Облегчает доступ путешественников к Боголюбовскому лугу и Покровской церкви современный пешеходный мост, перекинувшийся через железнодорожное полотно.

Боголюбово владимирская область. достопримечательности, фото и описание, маршрут для туриста, что посмотреть самостоятельно

Галерея протяженностью в 150 м облицована защитным стеклом, обустроена комфортными пологими пешеходными сходами. Вместительные лифты, расположенные с двух сторон моста, создают удобство передвижения путешественников с ограниченными физическими возможностями.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь

Этот архитектурный памятник заслуживает отдельного упоминания, ведь он включает основные достопримечательности Боголюбово. Летописи гласят, что в 1155 году князю Андрею по дороге во Владимир явилась Богородица и наказала построить храм на том самом месте, где встали его лошади и никак не хотели двигаться с места. Потомки Боголюбского в XII веке возвели на месте княжеского дворца мужской монастырь, который впоследствии стал женским.

Архитектурный ансамбль включает: собор Боголюбской иконы Божией Матери; собор Рождества Пресвятой Богородицы (XII век, объект всемирного наследия ЮНЕСКО); Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (XVII век), колокольню, Святые врата, часовню «Живоносный источник»; киворий (основная масса памятников XVIII −XIX веков).

Сине-белый красавец монастырь выполнен в эклектичном стиле: в нем сочетаются византийские и традиционно русские мотивы. Православный памятник зодчества пользовался славой и посещался историческими деятелями, творцами, священнослужителями тех далеких времен: Александром Невским, Иваном Грозным, Андреем Рублевым, Дмитрием Пожарским, патриархом Никоном.

Монастырь не избежал участи большинства культовых сооружений: разорения и упадка, но к концу XIX века усилиями монахинь и паломников обрел второе дыхание. Восстановлены колокола, алтарь, примонастырская территория.

Отрывок, характеризующий Боголюбово

– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила… Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей , есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну. 12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле. Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом. Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят. – Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он. – Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку. В это время дверь отворилась. – Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир , [Дети, идите ложиться спать,] – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом. – Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова. Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены. – Ах вы, полотеры проклятые! Чистенькие, свеженькие, точно с гулянья, не то, что мы грешные, армейщина, – говорил Ростов с новыми для Бориса баритонными звуками в голосе и армейскими ухватками, указывая на свои забрызганные грязью рейтузы. Хозяйка немка высунулась из двери на громкий голос Ростова. – Что, хорошенькая? – сказал он, подмигнув. – Что ты так кричишь! Ты их напугаешь, – сказал Борис. – А я тебя не ждал нынче, – прибавил он. – Я вчера, только отдал тебе записку через одного знакомого адъютанта Кутузовского – Болконского. Я не думал, что он так скоро тебе доставит… Ну, что ты, как? Уже обстрелен? – спросил Борис. Ростов, не отвечая, тряхнул по солдатскому Георгиевскому кресту, висевшему на снурках мундира, и, указывая на свою подвязанную руку, улыбаясь, взглянул на Берга. – Как видишь, – сказал он. – Вот как, да, да! – улыбаясь, сказал Борис, – а мы тоже славный поход сделали. Ведь ты знаешь, его высочество постоянно ехал при нашем полку, так что у нас были все удобства и все выгоды. В Польше что за приемы были, что за обеды, балы – я не могу тебе рассказать. И цесаревич очень милостив был ко всем нашим офицерам. И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п. – О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином. Борис поморщился. – Ежели непременно хочешь, – сказал он. И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина. – Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он. Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом. – Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя… – Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому. – Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом. – Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис. Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты. – Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо. – А что? – Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он… В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться. – Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол. – Зачем ты это бросил? – спросил Борис. – Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме! – Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя. – Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду. – Отчего же? – спросил Борис. – Лакейская должность! – Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис. – А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов. – Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте. – Зачем? – Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру. – Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом. Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса. Старик Гаврило принес вино. – Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Автор проекта собора, архитектор К. А. Тон, ориентировался работе на русско-византийский стиль московского храма Христа Спасителя (к слову, качество фресок боголюбского собора не уступает московским). Собор Боголюбской иконы Божией Матери — это самое значительное крестово-купольное здание Боголюбского монастыря. Освящение собора датировано 1866 годом. Росписи внутренних помещений производились в конце XIX − начале XX века.

Примечательно, что одна из реликвий города Владимира − древняя Боголюбская икона Божией Матери, ранее хранилась именно здесь, дав название памятнику. Пережив немало потрясений, сейчас собор находится в стадии реставрации.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Палаты князя Андрея Боголюбского

Сайт: vladmuseum.ru Адрес: пос. Боголюбово, ул. Ленина, д. 51Г. Часы работы: с 10.00 до 17.00, понедельник — выходной. Стоимость билета: 150 руб., студентам и школьникам старше 16 лет — 75 руб..

Сейчас на месте величественных палат Андрея Боголюбского некогда каменных палат остались только лестничная башня и галерея – они входят в состав собора Рождества Пресвятой Богородицы. Данные раскопок позволили выяснить, что замок был двухэтажным, там же находились стены и киворий. Князь мог переходить из палат по лестницам в храм, богато украшенный позолотой, лепниной и резьбой.

На этом месте принял смерть от рук предателей Андрей Боголюбский. Летопись гласит, что предатели настигли безоружного князя в спальне, а убит он был своим слугой на лестнице, не имея возможности защищаться. Именно это событие сыграло свою роль в том, что на месте разграбленного замка XII века открылся мужской монастырь. После неудачной попытки реконструкции своды строения обвалились, а далее на месте руин был воссоздан собор.

Примечания

  1. 12
    [www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-05.xlsx Том 1. Численность и размещение населения. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов – районных центров и сельских населенных пунктов с населением 3 тысячи человек и более] // [www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/itogi_2010.htm Итоги Всероссийской переписи населения]. — 2012.
  2. Городецкая И. Л., Левашов Е. А.
    [books.google.com/books?id=Do8dAQAAMAAJ&dq=%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE Боголюбово] // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 51. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
  3. [rusarch.ru/zagraevsky34.htm Заграевский С.В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции. В кн.: Материалы XVII межрегиональной краеведческой конференции (20 апреля 2012 г.). Т. 1. Владимир, 2013. С. 296–312.]
  4. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 107.
  5. [mobogolubovo.ru/ Муниципальное образование Боголюбовское сельское поселение]
  6. Новгородская первая летопись // Русские летописи. — Рязань, 2001. — Т. 10. — P. 467.
  7. Полное собрание русских летописей. — СПб., 1848. — Т. IV. — С. 10.
  8. Полное собрание русских летописей. — СПб., 1848. — Т. XXX. — С. 68.
  9. Тихомиров М. Н.
    Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив. — 1951. — Т. VII. — С. 211.
  10. Виноградов А. И.
    Приложение // История кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. — Владимир, 1905. — С. 71.
  11. Полное собрание русских летописей. — СПб., 1848. — Т. II. — С. 581.
  12. Полное собрание русских летописей. — СПб., 1848. — Т. II. — С. 581–582.
  13. Рыбаков Б. А.
    Даниил Заточник и Владимирское летописание конца XII в. // Археографический ежегодник за 1970 год. — М., 1971. — С. 45.
  14. Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
  15. [oldbooks.ax3.net/BookLibrary/06000-Vladimirskaya-gub/1901-1904.-Vladimirskaya-guberniya-pervaya-vseobschaya-perepis-naseleniya-1897.-Tetrad-1-i-2.html Владимирская губерния, первая всеобщая перепись населения 1897.]. [www.webcitation.org/65qDLiilU Архивировано из первоисточника 1 марта 2012].
  16. [www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=22816 Владимирский округ Ивановской промышленной области]. [www.webcitation.org/619JXeqJp Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  17. [www.webgeo.ru/db/1959/rus-1.htm Всесоюзная перепись населения 1959 г.]. [www.webcitation.org/61971ZEds Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  18. [www.webgeo.ru/db/1970/rus-centr.htm Всесоюзная перепись населения 1970 г.]. [www.webcitation.org/619725wY0 Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  19. [www.webgeo.ru/db/1979/rus-centr.htm Всесоюзная перепись населения 1979 г.]. [www.webcitation.org/61972YvK1 Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  20. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1989 г.]. [www.webcitation.org/618gmeGGB Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].
  21. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus02_reg1.php Всероссийская перепись населения 2002 г.]. [www.webcitation.org/618gocsZV Архивировано из первоисточника 23 августа 2011].

Врата Боголюбского монастыря

Врата Боголюбского монастыря

Сейчас взорам посетителей предстают ворота, построенные на месте Святых ворот конца XVII века при храме Святого апостола Андрея, которые в конечном итоге были снесены.

Надпись на воротах на церковно-славянском призывает прихожан в монастырь в надежде найти успокоение в его стенах. И поныне церковные процессии в праздники проходят под Святыми воротами с иконой Божией Матери.

Колокольня Боголюбского монастыря

Колокольня Боголюбского монастыря

В пределах Боголюбского монастыря находится недавно отреставрированная колокольня. Дата постройки – 1841 год. Колокольня выполнена в том же архитектурном стиле, что и монастырь. Высота ее составляет 58 метров.

На каждой из граней расположены часы, которые отсчитывают время по-разному! Известно, что ранее колокольня была оборудована курантами с мелодией гимна «Боже, царя храни!».

Население

Динамика численности населения посёлка:

ГодНаселение, чел.Источник
18591 003[14]Список населенных мест по сведениям 1859 года
18971 459[15]Перепись 1897 года
19261 474[16]Перепись 1926 года
19592 585[17]Перепись 1959 года
19703 942[18]Перепись 1970 года
19794 171[19]Перепись 1979 года
19894 143[20]Перепись 1989 года
20024 218[21]Перепись 2002 года
20104 494[1]Перепись 2010 года

Киворий Боголюбского монастыря

Киворий Боголюбского монастыря

Уже упоминавшийся киворий (то есть сосуд со святой водой) также расположен на территории Свято-Боголюбского женского монастыря. Изначальный облик постройки XII века детально воссоздан: это купол, покоящийся на четырех колоннах, соединенных арками.

Место расположения объекта связано с явлением Богоматери князю – основателю города. Вода, наполняющая киворий, считается целебной.

Церковь Святых Иоакима и Анны

Церковь Святых Иоакима и Анны

Религиозные достопримечательности Боголюбово связаны не только с именем князя Андрея. Так, церковь Святых Иоакима и Анны построена в начале XIX века на средства горожан. Она известна у местных жителей как место паломничества пар, которые мечтают о ребенке. Названа в честь Иоакима – отца Девы Марии и Анны – ее матери.

До сих пор ведется реконструкция здания, пострадавшего от нецелевого использования в начале XIX века. Внешне церковь не напоминает древние памятники зодчества, походя на классическую базилику с нефом и колокольней.

Ссылки

Боголюбово в Викигиде
  • Москва

    (0—16)¹

    Московская область: Реутов (16) | Балашиха (16—30) | Старая Купавна (36—37) | Обухово (42—44) | Ногинск (50—60)


    Владимирская область: Покров (103) | Петушки (121) | Лакинск (150) | Владимир

    (180—192) | Вязники (291) | Гороховец (330)

    Нижегородская область: Дзержинск (384, 402) | Нижний Новгород

    (414) | Кстово (440) | Лысково (502)

    Чувашия: Чебоксары

    (651) |
    Кугеси
    (660) | Цивильск (683)

    Татарстан: Казань

    (820) | Елабуга | Набережные Челны (1055) | Мензелинск

    Башкортостан: Верхнеяркеево

    (1193) | Дюртюли |
    Кушнаренково
    |
    Уфа
    (1342)

    см. далее: М-5 «Урал»

    ¹ Число в скобках указывает расстояние от центра Москвы в километрах: до Hижегородской области — по данным топографических карт, далее — по GPS-карте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: