Что посмотреть в Истре: достопримечательности и интересные места

Истра вид

Город не богат яркими историческими событиями. История Истры начиналась с села Сафатово, которое в 1589 году переименовали в Воскресенское по названию Воскресенского храма, находившегося здесь.

В 1781 году село стало уездным городом Воскресенск. В 30-е годы город стал называться Истрой. Главная достопримечательность города — Ново-Иерусалимский монастырь.

По пути к Истре — Рубеж Славы, музей техники Вадима Задорожного, усадьба Архангельское — подробнее об этих и других местах в гиде по достопримечательностям Московской области.

Ново-Иерусалимский монастырь (Воскресенский монастырь)

Адрес: ул.Советская, 2 Телефон: Сайт: n-jerusalem.ru Режим работы: 9.00-17.00, кроме понедельника

Воскресенский монастырь основал патриарх Никон в 1656 году, другое название обители Ново-Иерусалимская, так как главный собор сооружен по подобию одноименного храма в Иерусалиме. Комплекс был достроен уже после кончины Никона. В западной части монастырской территории стоят Трапезные палаты и церковь Рождества Христова. На втором этаже Больничных и Настоятельских ворот находились помещения для царской семьи.

Обитель посещал М.Лермонтов и написал стихотворение «В Воскресенске». В 1919 году монастырь закрыли, там размещался музей. Сейчас идет передача монастыря русской православной церкви. И хотя здесь по-прежнему находятся помещения музея, идут работы по воссозданию первоначального вида монастырского комплекса. На территории монастыря сохранились многие здания: собор, здание приюта, трапезная, палаты царевны Татьяны, келейный корпус, братский корпус, настоятельские покои, подземный храм Константина и Елены.

Новоиерусалимский монастырь

На осмотр всей Истры с лихвой хватит одного дня. Главной достопримечательностью города является Новоиерусалимский монастырь, восстановленный из руин после Великой Отечественной войны.

История монастыря началась, когда патриарха Никона решил основать на русской земле Палестинскую святыню. Он сам лично выбрал холм для монастыря и назвал это место «Новый Иерусалим». Стремясь во всем соответствовать подлинному Иерусалиму, патриарх Никон даже переименовал все окрестности в соответствии с библией: реку Истру – в Иордан, холм – в гору Сион, березовую рощу за монастырем – в Гефсиманский сад.

В 1658 году началось строительство Воскресенского собора, главной доминанты Новоиерусалимского монастыря. Образцом собора послужил храм Гроба Господня в Иерусалиме. Таким патриарх Никон видел свой «Новый Иерусалим», однако, до окончания строительства не дожил. Строительство собора завершилось в 1685 году. К этому времени в монастыре уже были возведены кельи, гостиный двор и конюшни.


К началу XX века монастырь стал одним из центров русского паломничества. Во время Великой Отечественной Войны немецкие минеры взорвали Воскресенский собор. Сразу после войны руины монастыря начали разбирать и обмерять, восстановительные работы длились очень долго. Только в 2014 году была заново отстроена разрушенная в годы войны колокольня. На момент поездки (март 2021 года) во дворе монастыря и в округе заканчивались работы по благоустройству территории.


Снаружи собор украшен керамическими наличниками и фризами.


С запада к храму примыкает ротонда с огромным 18-метровым шатровым куполом, увенчанным тремя рядами окошек-слухов.


В центре ротонды находится кувуклия Гроба Господня, сооруженная в тех же размерах, что и в гробнице Храма Гроба Господня в Иерусалиме.


В солнечный день свет очень красиво падает через маленькие окошки:


Икона Божьей Матери «Троеручица» с серебряной человеческой кистью. Согласно легенде возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жизни преподобного Иоанна Дамаскина, служившего министром при дворе халифа. Во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, и приказал составить подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу, после чего, Иоанна отстранили от должности и наказали отсечением правой кисти, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку.


Камень помазания. Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский (иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос) и Никодим (тайный ученик Иисуса Христа) подготовили к погребению его тело, совершили помазание миром (ароматическим маслом) и алоэ. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили в гроб.


12-ярусный золотой иконостас:


Картина из библии о том, как стражи рассказывают первосвященникам, что Ангел в белых одеждах опрокинул камень от двери гроба и сидел на нем: «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь – Он воскрес».


Внутри Воскресенский собор представляется действительно необычным и интересным сооружением, но возвращаемся на улицу.

К Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. По преданию, император Константин поручил своей матери (царице Елене) найти крест, на котором был распят Христос. Крест был найден на глубине шесть метров. Именно на такую глубину церковь уходит под землю, куда ведут 33 ступени.


В Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале и защищена природным камнем. Наша же церковь вкопана в мягкий грунт из-за чего в середине XVIII века вокруг церкви был вырыт ров для предохранения от грунтовых вод. В начале XIX века был построен тоннель для отвода воды, а сам ров облицован белым камнем. Зрелище весьма интересное, если подойти ближе, то складывается впечатление, что церковь построена на неровной горной поверхности.


Церковь Рождества Христова примыкает к трапезным палатам, весь этот комплекс был построен в период 1686-1692 гг. Строительство велось на пожертвования царевны Татьяны Михайловны, активной сторонницей реформ патриарха Никона. Здание трапезной было разделено на три зала: для приезжих паломников, для монахов монастыря и для «чинов». Несколько раз трапезные палаты были разрушены пожарами (в 1792 и 1922 гг), однако, в годы Великой Отечественной войны они практически не пострадали.

С юга к трапезным палатам примыкают больничные палаты, построенные в 1698г, а с севера – настоятельские покои.


Палаты царевны Татьяны Михайловны построены в конце XVII века между двумя братскими корпусами, украшенные в стиле московского барокко. Вообще Новоиерусалимский монастырь почти весь отстроен в едином стиле московского барокко, это относится даже к хозяйственным постройкам: солодежные и кузнечные палаты, квасной погреб и караульные палаты, все они были пристроены к монастырским стенам в 1690-х гг.


Защитная ограда монастыря представляет собой совокупность из девяти башен, соединенных оборонительными стенами. В стенах, толщиной три метра и высотой более девяти метров, три ряда бойниц – подошвенного боя, навесного (машикули) и ружейного. С внутренней стороны стен проведен боевой ход с парапетом. Изначально башни с оградой были деревянными, но позже, в период с 1694 г. по 1697 г., были перестроены из камня.


Надвратная церковь — церковь Входа Господня в Иерусалим. Ее строительство велось вместе со всеми остальными башнями. В годы Великой Отечественной войны надвратная церковь была практически полностью разрушена, восстановление велось с 1970 по 1976 гг.


Все башни завершаются шатрами сложной формы: на большой шатер поставлен световой барабан с маленьким шатровым завершением. Башни схожи по своей форме, однако, все имеют различия. Названия башни получили от названий ворот в старый город Иерусалим.

Справа от надвратной церкви — Дамасская башня, названная именем главных северных ворот мусульманского квартала Старого города Иерусалима – Дамасских ворот. Тут же постамент с пушками XIX века.


Слева от надвратной церкви — Гефсиманская башня. Это название северо-восточных ворот в древний Иерусалим – Гефсиманские ворота (но чаще их называют Львиные или Овечьи). Иисус перед казнью вошел в Иерусалим именно через эти ворота. Так же стоит отметить, что в Иерусалиме есть Гефсиманский сад, куда, согласно Новому Завету, регулярно приходили Иисус и его ученики.


Двигаясь вокруг монастыря по часовой стрелке, упираемся в Сионскую башню. Такое же название носят юго-западные ворота старого города Иерусалим — Сионские ворота, соединяющие Еврейский и Армянский кварталы с горой Сион (в Библии эта гора описывается как царство Божие).


Башня Давидов дом названа в честь западных ворот (однако, чаще их называют Яффские ворота), ведущих в христианский и армянский кварталы Старого города Иерусалима. Дом Давида — династия иудейских царей, начавшаяся с царя Давида. А царь Давид – второй после Саула царь Израиля, которого считают прародителем Иисуса Христа.


Надвратная Елизаветинская башня с двуглавым золотым орлом Российской империи названа в честь императрицы Елизаветы Петровны.


Иноплеменничья башня и святой источник Силоамская купель — «посланный от Бога». Ее название происходит от Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. Ранее над источником находилась часовня, но в 1930-х годах она была разрушена.


Башня Варуха и Ефремова башня были скрыты за забором со всех сторон.


От Елизаветинской башни можно спуститься в Гефсиманский сад. Очень странно, что Гефсиманская башня находится с совершенно противоположной стороны.


В Гефсиманском саду завершаются строительные работы: открыт новый кирпичный мост к скиту патриарха Никона, засыпаны щебнем прогулочные дорожки, засеяны газоны вдоль монастыря. К лету этого (2017) года все работы теоретически должны быть завершены.


Скит (место жительства монахов, отдаленное от крупных поселений людей) патриарха Никона был построен в 1658 году по подобию жилых башен на святой горе Афон. Патриарх жил в нем с 1658 по 1664 год. В этой постройке размещались две церкви, хозяйственные комнаты и келья патриарха. Скит патриарха Никона так же именуют Скит Богоявления Господня или Скит Богоявленской пустыни.


За скитом можно спуститься к реке Иордан, то есть к Истре.


В глубине Гефсиманского сада среди ацкой топи и напрочь отсутствующих дорог расположился музей деревянного зодчества под открытым небом. В музее всего несколько экспонатов, но сходить туда все же стоит, особенно с детьми.


Крестьянская усадьба Кокорина XIX века из деревни Выхино Люберецкого района Московской области (1830-1840 гг.) – жилой дом с хозяйственными пристройками, воспроизводящие быт того времени. При желании можно заказать себе экскурсию.


Деревянная часовня – точная копия часовни из села Сокольниково, сгоревшей в 1976.


Ветряная мельница второй половины XIX в. Перевезена из села Кочемлево Кашинского района Тверской области в 1974 г. На территорию тоже можно пройти по билету.


Был еще один ценный экспонат музея – деревянная Богоявленская церковь 1730 года — редкий для Подмосковья памятник церковного деревянного зодчества, сохранивший архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков. В 2000 году церковь сгорела из-за замыкания электропроводки.

За мельницей небольшой скотный дворик и конюшни, где можно пообщаться с дружелюбными животными. Думаю, они бы не отказались от сладких яблок или морковки!


Что еще можно увидеть вблизи монастыря?

Выставочный зал «Новый Иерусалим» был построен на месте конного двора в 1980-х годах. В здании проходят выставки живописи, скульптур, прикладного искусства, фотографий и историко-документальные экспозиции. Главный корпус музея находится за рекой Истрой, остановка автобусов: Музей.


Перед монастырем кирпичный дом для приезжих (ранее бесплатная гостиница для паломников) и желтое административное здание, где можно было купить билеты в музей «Новый Иерусалим».


Еще одно здание перед монастырем – написано «школа». В XVII веке это был келейный корпус. Наконец-то забор, который, хоть и высокий, не портит окружающий вид.


А так выглядит весь подход к монастырю со стороны Советской улицы.


Развлечения ради, в пяти минутах ходьбы от конюшни вдоль Волокаламского шоссе находятся деревянные герои русской сказки: «Жили-были дед, да баба, и была у них курочка Ряба». Судя по вытоптанной земле, туристы сюда ходят часто, поэтому неплохо было бы навести порядок вокруг фигурок и заново их покрасить.


Тут же через речку Истру пешеходный мостик с закосом под однопилонный вантовый мост .


С него открывается неплохой вид на Новоиерусалимский монастырь:

Скит патриарха Никона

Адрес: находится у стен Воскресенского монастыря в Гефсиманском саду

Скит был выстроен в форме афонских жилых башен, когда патриарх переехал в монастырь. Сюда он часто уходил для молитвы со своими последователями. На первом этаже были различные хозяйственные службы, на втором размещались келейники Никона, на третьем ─ личные помещения патриарха: келья с маленькой приемной и церковь Богоявления с трапезной. На крыше располагалась церковь Петра и Павла с колоколенкой, где звонить можно только согнувшись и сидя. Сейчас скит является собственностью Воскресенского монастыря.

Несколько фактов об Истре

Достопримечательности Истры

  • Истра основана в XVI в. как сельское поселение Сафатово, затем в 1589 г. переименовано в Воскресенское. Преобразована в 1781 г. в уездный город Воскресенск, а затем в 1930 г. получила название Истра по наименованию протекающей в этих местах речке.
  • В 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь.
  • В Истре находится крупнейший в России музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим».
  • В период фашистской оккупации (конец ноября – начало декабря 1941 г.) город получил значительные разрушения, но после войны был восстановлен.
  • Имеет статус населенного пункта воинской доблести.
  • В Истре проживает около 34,3 тыс. человек.
  • Расстояние от Истры до Москвы около 40 км, в 38 км находится красивая дворянская усадьба Середниково.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

Адрес: Ново-Иерусалимская набережная,1 Телефон Сайт:museum-newjerusalem.ru Режим работы: 10.00-17.00; выходной: понедельник Стоимость: 230 рублей (в стоимость входит посещение объектов музея деревянного зодчества).

Один из старейших музеев области с крупной коллекцией. Основан в 1920 году и долгое время занимал помещения монастыря. Здесь собрано около 180 тысяч экспонатов. Фонды формировались в 20-е годы прошлого века, туда поступали ценные вещи из окрестных дворянских поместий: картины русских и западноевропейских художников, оружие, мебель, раритетные книги, старые гравюры, предметы из фарфора.

Новое здание площадью 10 тысяч квадратных метров построено в 2014 году.

Река Истра

Река Истра

Каждый турист должен побывать на этой реке. Ее длина составляет 113 км. Протекает она в трех районах Московской области. Река отличается необыкновенной красотой и живописностью. Недаром ее считают одной из самых красивых рек Подмосковья.

На ее берегу установлены комплексы оздоровительных мероприятий – санаторно-курортные дома. А также организовываются соревнования по ловле рыбы. Когда-то давно на берегу этой реки создавал свои шедевры сам Левитан, вдохновляясь окружающей живописной обстановкой.

Парковая зона комплекса.

Адрес: находится у стен Воскресенского монастыря Стоимость: бесплатно

Парковый комплекс, где растут вековые кедры и сосны. Сад задумывался как продолжение монастыря, во многом повторяющего сооружения Иерусалима, даже река Истра на территории сада называется Иордан, а сам сад называется Гефсиманским.

Здесь можно посмотреть крестьянскую избу, старинную часовню, ветряную деревянную мельницу, реконструированную кузницу, которые относятся к Музею деревянного зодчества. Туристам предлагают прогулку на лошадях, интерактивные программы.

Усадьба Полевшино

Этим поместьем в XVII ст. владели бояре Полевые, а впоследствии дворяне Балк-Полевые. Оно довольно часто переходило от одного владельца к другому. Его хозяевами были Салтыковы, Карповы, находящиеся в родстве с миллионером С. Морозовым.

Когда-то (так описывал данное имение архимандрит Леонид в конце XIX в.) в этих местах стоял господский дом из дерева, хозяйственные строения, двор, где находились двухъярусная церковь и шатровая колокольня, садовый участок, роскошная липовая аллея. Сейчас на территории данного поместья имеется церковь Казанской иконы божией Матери конца XVII ст., отдельные парковые участки уже без былой помпезности, маленький пруд, гробница рода Полевых. Все это ныне требует реставрации.

Музей деревянного зодчества

Режим работы: 10.00-17.00

Музей представляет собой несколько деревянных строений, расположенных в парковой зоне, с которыми гармонично сочетается скит патриарха Никона.

В состав музея входят следующие объекты:

  • Деревянная изба: изба начала 19 века, сюда перевезена из Люберецкого р-на; здесь велись съемки сцены фильма «Адмирал»;
  • Ветряная мельница: перевезена в 1974 году из села Кочемлево Кашинского района; это деревянное строение высотой с пятиэтажный дом; темные от времени бревна 50 см в диаметре; внутри можно осмотреть жилье мельника: массивный стол, лавки, деревянная утварь; во дворе стоит стол с самоваром, и каждый желающий может выпить чаю с баранками;
  • Деревянная часовня: собрана по планам старой часовни, построенной из дерева в селе Сокольники Домодедовского района; подлинная часовня сгорела.

Усадьба Павловская Слобода

Ранее на ее месте находилось с. Павловское. Наименование в 2 слова поместье получило в 1860-е г. г. Первым его хозяином был Яков Морозов. К тридцатым годам XVIII ст. владение стало дворцовым.

Сохранился Благовещенский храм, сооруженный в начале 1660-х г. г. с бесстолпным четвериком, трапезной палатой, декоративным убранством в виде наличников и кокошников. Собор соединялся с господскими хоромами, где жил боярин Б. Морозов, крытым переходом. В поместье въезжали через большие тесаные ворота, в нем имелись многочисленные надворные и хозяйственные строения, плодовые сады. Позднее, в XIX ст., возвели колокольню в 3 яруса, которая не сохранилась.

В свое время из Москвы и Павловское шла прямая дорога, по которой царь Алексей Михайлович ездил на богомолье.

Церковь Воздвижения Креста Господня

Адрес: с. Дарна Режим работы: 10.00-17.00 Как добраться: от станции Истра, автобус 39

Большая шатровая церковь была построена в 19 веке группой архитекторов под руководством С. Шервуда в стиле эклектики. Здесь сочетаются элементы классицизма и древнерусской архитектуры. Проводятся богослужения.

Из истории города

С 1871 по 1930 год город назывался Вознесенском. Впервые он упоминается в 1589 году. В те времена здесь находился монастырь, окруженный деревнями. А позднее у его стен появился город. В 1656 году эти места посетил патриарх Никон. Он решил создать на этой земле «подмосковную Палестину». Его замысел удалось воплотить в жизнь. История города неотделима от истории Ново-Иерусалимского монастыря, основанного по приказу патриарха.

В 1781 году Воскресенск получил статус города, а чуть позже он стал центром уезда. Бурное экономическое развитие города историки связывают со строительством в его окрестностях железной дороги. Это произошло в начале XX века. Десять промышленных предприятий действовали здесь уже к началу 1916 года. Примерно в это же время Воскресенск стал и культурным районным центром. В Истре и сегодня встречает зрителей старейший областной драматический театр, который впервые распахнул свои двери в 1908 году. В Воскресенске долгое время жил А. П. Чехов. Здесь бывали А. И. Герцен и М. Ю. Лермонтов.

Усадьба Филатово

Адрес: дер.Филатово Как добраться: на автобусе от станции.Истра (12 км)

Первыми владельцами усадьбы были бояре Плещеевы, отстроившие это поместье в 17 веке. Усадьбу несколько раз продавали. Последняя хозяйка усадьбы М.Карпова построила тут здание земского училища, реконструировала двухэтажный барский дом и флигель. В усадьбе разбит большой парк площадью 7,5 га. Усадьба является памятником архитектуры областного значения. Доступна для внешнего осмотра.

Чехов в Истре

Истра — это еще одно чеховское место в Подмосковье. Писатель проходил практику будучи студентом Медицинского института в больнице Воскресенска, а потом и работал здесь. Но в отличие от Мелихова — главного музея Антона Павловича Чехова и Звенигорода, в котором сохранились дом и больница, где он работал, в Истре ничего не осталось.

Бюст Чехова Истра

Дом, где жил Чехов со своей семьей был разрушен в 1941 году, здесь установлена мемориальная доска о данном факте. Писателю был установлен бюст в 1954 году около Дома культуры на улице Первомайской.

Памятник Чехову Истра

На улице 9-й Гвардейской улице находится бронзовая скульптура Чехова, сидящего на скамейке.

Усадьба Покровское-Рубцово

Адрес: пос. Покровское-Рубцово Как добраться: от Рижского вокзала до ст. Новоиерусалимская, далее автобус №25

Усадьба была построена в 17 веке боярами Нащокиными. Расцвет пришелся на конец 18 века, когда имением владели дворяне Голохвастовы. Дом был перестроен в стиле позднего классицизма, разбит пейзажный парк. В это время здесь бывал Александр Герцен, приходившийся кузеном хозяину. В 1890 году усадьбу купил Савва Морозов. Перестройку усадьбы он поручил архитектору Ф.Шехтелю. В это время в имение приезжали многие знаменитые люди: А.Чехов, В.Качалов, В.Ключевский.

В настоящее время сохранился двухэтажный дом, флигель, церковь, парк. Усадьба доступна для внешнего осмотра.

Усадьба Ивановское-Козловское

Усадьба Ивановское-Козловское

Достопримечательности Истры немыслимы без разнообразных поместий, принадлежавших именитым дворянским фамилиям. Это имение, сооруженное в начале XVIII ст., было собственностью князей Гагариных, затем владельцы его не раз менялись, последними хозяевами являлись князья Козловские. Ныне это каменное здание в два этажа в стиле барокко, имеющее 2 части. Внутри можно увидеть сохранившиеся предметы мебели минувших лет.

Поместье располагается в центре большого, ныне заброшенного парка, созданного по английскому типу. В советские времена к зданию пристроили балконы, фронтон башню бельведера, но их сейчас уже нет.

Довоенная Истра в воспоминаниях старожилов

Почти восемь десятилетий назад, в декабре 1941 года, за две недели фашистской оккупации Истра была практически полностью стёрта с лица земли. После ухода немцев от города осталось несколько коробок кирпичных зданий, печные трубы и руины Ново-Иерусалимского монастыря. В 1942 году возник грандиозный проект архитектора Щусева: Истру хотели превратить в подмосковный город-курорт, но этой идее не суждено было сбыться. Тем не менее после войны Истра была отстроена заново. Только это был уже не тот город детства, что остался в памяти старожилов…


Воскресенск и окрестности на карте Московской губернии 1920-х годов

Своё нынешнее имя Истра получила в 1930 году от названия реки, на высоком берегу которой она стоит. До этого город назывался Воскресенском и был до революции заштатным городом Звенигородского уезда, а в 1920-х годах – центром вновь образованного Воскресенского уезда. Улицы города располагались в основном в северной части нынешней Истры, от больницы до площади Революции. Центральные были вымощены булыжником, по ним летом на телегах, а зимой на санях приезжали в город крестьяне из окрестных деревень.

«На площади Революции и в сквере проходили массовые гуляния горожан, – рассказывала Мария Ямская. – В праздничные и выходные дни в сквере играл духовой оркестр, там всегда было весело. Важное место занимал в городе спорт. Запомнились яркие массовые выступления физкультурников на площади, в которых принимали участие и мы, дети. А зимой площадь Революции превращалась в каток, который вечером хорошо освещался. Молодёжь, прикрутив коньки к валенкам, с удовольствием каталась. В Новый год там красовалась ёлка. Площадь Революции была центром и торговой жизни города».

Крестьяне на Волоколамском шоссе в Истре. 1931 год

На той стороне площади, где ныне находится здание окружной администрации, стояли в ряд несколько двухэтажных домов. В одном из них, в деревянном двухэтажном здании, на первом этаже находилась пекарня. Старожилы вспоминали, как они, будучи детьми, заглядывали в окна пекарни и наблюдали за процессом приготовления хлеба и наслаждались манящим запахов свежей выпечки. На втором этаже этого же дома располагалась чайная, посетителями которой были чаще всего мужчины. Перед войной чайная стала столовой, но с ресторанным залом, так что иногда по вечерам со второго этажа доносились звуки баяна.

На фасаде соседнего дома некогда красовалась большая вывеска: «Воскресенское единое потребительское общество». «Впрочем, вывески, как и жизнь, часто менялись, – вспоминала Мария Майорова. – Сначала на первом этаже был магазин тканей, потом – парикмахерская. Парикмахерскую сменило потребительское общество». А в 1930-х годах первый этаж дома занял Торгсин – магазин Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами. По воспоминаниям очевидцев, в магазине продавались очень красивые товары, которых не было в других магазинах, но купить их можно было только в обмен на серебро и золото.

В следующем доме с мезонином на первом этаже было просторное помещение магазина «Культмаг». Там торговали промышленными товарами, среди которых в памяти старожилов, конечно же, запечатлелись новенькие блестящие велосипеды – недостижимая мечта их детства.

Истринскую детвору больше всего на площади радовала тележка с мороженым, которое стоило недорого и казалось необыкновенно вкусным.

На углу площади Революции и улицы Ленина (той её части, что раньше носила название 1-й Клинской улицы) в одноэтажном доме с мезонином была ещё одна чайная. «Впрочем, – вспоминала Мария Майорова, – с 1930 года там была уже не чайная, а артель промкооперации “Швейник”. Это была далеко не единственная артель в городе. Дело в том, что после отмены частных промыслов в городе появилось много безработных кустарей. Повсюду стали организовываться артели промысловой кооперации: сапожная, трикотажная, артель “Металлист”, артель парикмахеров и другие. В артели принимали и молодёжь в качестве учеников».

Через дорогу от артели находился, пожалуй, самый известный в Истре магазин – универмаг. Это здание до революции принадлежало купцу Звягину, который устроил в нём трактир и гостиничные номера. В 1930-х годах первый этаж уже давно занимал продовольственный магазин: гастрономия, бакалея, мясной и рыбный отделы, хлеб.

Воскресенск. Площадь Революции. 1920-е годы

«Если на нынешней площади Революции множество легковых машин, – заканчивала свой рассказ о главной площади города Мария Майорова, – то в те далёкие годы там было множество лошадей с телегами. Особенно много их было в базарные и ярмарочные дни. На площадь стекался народ не только городской, но и с окрестных сёл и деревень. Для лошадей с телегами, а также для скота, предназначенного к продаже, были предусмотрены две коновязи: одна у чайной рядом с универмагом, другая – на площади Урицкого. Торговали на месте нынешнего сквера. Там располагались торговые ряды, где продавали мясо, молоко, рыбу, а летом ещё и овощи, различные ягоды, фрукты. Чуть дальше – торговля сеном, соломой, дровами, скотом. Но самой оживлённой площадь была, конечно, в дни ярмарок и на Масленицу. Ярмарки проводились в праздник Вознесения, Петров день и праздник Покрова. В эти дни шла особенно бойкая торговля».

«Немало удивительного можно было повидать на ярмарках: приезжали музыканты и трюкачи, устраивались всевозможные игры и лотереи, – вспоминал Анатолий Мартынов. – Всюду были цыганки, которые предлагали погадать и позолотить ручку». Для детей крутили карусели под шарманку, устанавливали качели (там, где сейчас фонтан в сквере), а весной устраивали катание на тройках с бубенцами. К обеду торговая жизнь утихала, и приезжие старались попасть в Дом крестьянина, что на углу площади Революции. Там можно было отогреться, отдохнуть, выпить чаю или что-нибудь покрепче.

Воскресенск. Торговая площадь и часовня. Начало XX века

Украшением Торговой площади в Воскресенске являлась каменная часовня, возведённая в 1889 году в русском стиле по инициативе городского мещанского общества в память о спасении Александра III и императорской семьи 17 октября 1888 года при крушении царского поезда под Харьковом. В конце 1920-х годов часовню на главной площади города превратили в пожарную каланчу, а через несколько лет разрушили до основания. Такая же участь постигла и Елеонскую часовню, воздвигнутую во времена патриарха Никона на другом конце Крестовской улицы, которая после революции получила название Первомайская.

«После того, как Елеонская часовня была разрушена, – писала в своей публикации Людмила Канашева, – на её постаменте был поставлен памятник Сталину во весь рост.

В хрущёвские времена памятник убрали, и долгое время там был пустырь, заросший травой и кустарником. Затем разбили газон с клумбами, а в нескольких метрах от постамента, в сквере, в 1980-х годах основали памятник “Родина-мать”, деньги на который собирали жители Истры. Здесь же указали фамилии истринцев, погибших в годы Великой Отечественной войны».

Тогда же, в 1930-х годах, во время очередной волны гонений на религию, комсомольцы добрались и до городской церкви Вознесения Господня, возведённой в 1805 году. «В начале ХХ века, – вспоминал Анатолий Мартынов, – Вознесенскую церковь перестроили, она расширилась, похорошела. Стояла она на высоком обрывистом склоне к реке, была белокаменной, с зелёным куполом и утопала в зелени. Меня в этой церкви крестили, и потом ещё несколько раз я со своей бабушкой ходил на службу».

Воскресенск. Церковь Вознесения Господня и управа. Начало XX века

В 1933 году церковь закрыли, иконы и утварь растащили. Однако внешний вид церкви оставался прежним, каждый проходящий мимо, остановившись, мог помолиться. Это не нравилось властям, и тогда приняли решение снять крест с купола. Специальных механизмов и приспособлений до этого не было, потому горсовет долго не мог осуществить задуманное. Затем нашёлся какой-то «смельчак», который с помощью верёвок, крюков и других подсобных средств за большие по тем временам деньги сумел снять крест. Это было сенсацией для города. Одни сожалели, что их лишили возможности креститься перед церковью, другие восхищались смелостью этого человека.

Оставшись без креста на куполе, церковь всё же продолжала притягивать прихожан. Как и прежде, раздавался звон колоколов. Решили избавиться и от них. «Снимали колокола вручную и сбрасывали вниз, – рассказывал Анатолий Мартынов. – От ударов о землю они разбивались. Один маленький осколок долго хранился у меня.

Снятием колоколов не ограничились, решили полностью разобрать колокольню. Но это оказалось непросто: кладка была сделана на совесть, а из инструментов были только лом, кирка да кувалда. Так что из задуманного ничего не получалось. Тогда пошли на хитрость: примерно на уровне первого яруса колокольни пробили углубления в стене, в них вставили железнодорожные шпалы. Так было сделано по всему периметру, и колокольня, точнее верхняя её часть, села на эти шпалы. В один из дней вокруг здания выставили охрану, облили шпалы керосином и подожгли. Подожгли часов в 9 утра, и только примерно к часу дня колокольня качнулась и упала, как и было задумано, в западном направлении, во двор церкви. Раздался гул, в небо взметнулись облака пыли».

Впоследствии в церкви разместилась мебельная артель. Анатолий Мартынов: «Производственные мощности артели росли, помещений в здании церкви не стало хватать. Поэтому было принято решение построить дополнительный цех. Начали копать траншеи под фундамент как раз на месте старого церковного кладбища, извлекая останки захоронений. Некоторые из них хорошо сохранились, и были видны полуистлевшие тела. Обо всём увиденном мне рассказывал работавший там отец, который приходил на обед. Но обедать после этого он не мог. Так продолжалось целый месяц. Цех был построен и введён в эксплуатацию».

Митинг на площади Революции в Истре. 1930-е годы. Из семейного архива Выдриных

Основная культурная жизнь города была сосредоточена в здании кинотеатра (бывший Народный дом, ныне Истринский драматический театр) на углу улиц Ленина и Советской, где демонстрировали кинофильмы, ставили спектакли, давали концерты, проводили различные торжественные мероприятия. «Фильмы вначале были немые, – писал в мемуарах Анатолий Мартынов, – они сопровождались игрой на рояле. В кино ходили все: и взрослые, и дети. На следующий день после просмотра фильма шло его бурное обсуждение в школе, дома и даже в очередях». Вечерами фойе кинотеатра превращалось в танцевальный зал. За билетами в кино всегда были очереди, достать их считалось большой удачей. Рядом с кинотеатром в сквере в середине 1930-х годов оборудовали детскую площадку с игротекой. За небольшую плату можно было взять напрокат настольные игры и игрушки. Дети с ближайших улиц любили бывать там. Наискосок от кинотеатра размещался городской стадион. Летом на нём играли в футбол, а зимой заливали каток, охотно посещаемый как детьми, так и взрослыми.

Истринцы на городском катке. 1930-е годы. Из семейного архива Выдриных

«В городе было две школы, – рассказывала Галина Шаповалова, – семилетняя имени Крупской и десятилетняя имени Тимирязева. Крупская школа, а в народе просто «Крупа», занимала двухэтажное здание рядом с монастырём, а Тимирязевская школа располагалась в двух зданиях. Старшие классы с пятого по десятый учились в основном здании, сложенном из красного кирпича (бывшее дореволюционное городское училище, а ныне школа имени Чехова), – это была “Красная” школа. По соседству с ней, в бывшем усадебном доме Цуриковых, находилась “Белая” школа (по цвету здания), где учились начальные классы».

Между тем город рос, а с ним и население, требовались дополнительные учебные помещения. В 1933 году было закончено строительство нового двухэтажного деревянного здания рядом с «Красной» школой, а в бывшем усадебном доме Цуриковых открыли другую школу – семилетнюю школу №2. Особенностью её было то, что в ней учились дети из ближайших к городу сёл и деревень. Позднее этой школе присвоили имя всеобщего любимца, лётчика-героя Водопьянова. «В 1940 году к нам в школу приезжал Герой Советского Союза, лётчик Михаил Васильевич Водопьянов, – вспоминала Фаина Канашева. – Актовый зал школы был забит до отказа учениками и преподавателями. Водопьянов очень интересно рассказал нам, как он в 1934 году одним из первых сел на своём самолете на льдину и вывез первую партию челюскинцев. В конце встречи на просьбу коллектива школы Водопьянов дал согласие на присвоение своего имени нашей школе». Школа №2 имени Водопьянова, как и многие другие деревянные дома в Истре, была сожжена во время фашистской оккупации в 1941 году.

Посадка саженцев перед школой имени Тимирязева в Истре. 1930-е годы

«Имелся в городе и свой Дом пионеров, – рассказывала Мария Ямская. – Не дворец, а обычный одноэтажный дом на Первомайской улице. Там работали различные кружки, ребята охотно их посещали. Я занималась в литературном кружке имени Лермонтова, который объединял учащихся школ имени Тимирязева и имени Крупской. Нам было очень интересно: мы занимались поэзией, ставили пьесы, сочиняли рассказы». А каждое лето все истринские школы превращались в пионерские лагеря, где отдыхали по сменам школьники из Москвы. «Пионерский лагерь не имел, конечно, никаких замков и охраны, – говорил Анатолий Мартынов. – Любой мог зайти, чтобы понаблюдать за кипучей лагерной жизнью. Я любил бывать там (один или с друзьями), с любопытством и некоторой долей зависти наблюдал, сколько интересных занятий было у московских пионеров. Для них были организованы разнообразные кружки: авиамодельный, художественной самодеятельности, рисования и так далее. Конечно, тут были и всевозможные игры, часто со сцены слышались стихи и песни. Всё это было очень увлекательно».

Красивые окрестности и чистый воздух привлекали в Истру многих отдыхающих. «Природа была великолепной, – вспоминал Анатолий Мартынов, – много цветов, зелени, птиц. И воздух такой чистый! Его можно было сравнить разве что с воздухом Кисловодска. Было много майских жуков, а они, как известно, индикаторы чистого воздуха. Речка была чистой, водилось в ней много рыбы и раков. А где речка, там и купание. Пляжей в черте города было целых три: женский, мужской и детский. Город был окружён лесом, а в нём обилие ягод и грибов».

Приезжающие в город располагались в Доме туриста, который находился на пересечении улиц Щёголева и Советской. Помещения для туристов были и за больницей. И, конечно, люди снимали дачи (комнаты, террасы). Дачи сдавались на всё лето заранее. Поэтому будущие дачники с конца весны подыскивали себе варианты. Для того, чтобы приезжающие знали, кто сдаёт жильё, на стекло рамы приклеивали белую прямоугольную бумажку. Это и означало, что дом сдаётся.

Истринский оркестр на летней эстраде. 1930-е годы. Из семейного архива Выдриных

«Я помню Истру 1930-х годов, – писала Галина Шаповалова. – Это был маленький, уютный городок, утопающий в зелени. Особенно много было сирени, которая росла буквально везде: вдоль заборов, на приусадебных участках, в скверах. Во время её цветения над городом плыл дивный аромат. Недаром Истру того времени называли сиреневым городом».

Сергей Мамаев

Полную версию статьи читайте в №35 журнала «Истра.РФ».

Истра: достопримечательности природные. Гефсиманский сад

Красивейший парк с вековыми соснами и кедровой рощей находится у подножия монастырского холма. Он входит в комплекс «Новый Иерусалим» и был задуман как дополнение к монастырю. На территории парка расположен скит Никона, часовни. Их названия заимствованы от святых мест Иерусалима. Интересно, что даже река Истра, окружающая парк, была переименована в Иордан.

истра достопримечательности что посмотреть

Интересные факты

В 1881 году молодой врач А. П. Чехов начинает практику в городе Воскресенске. На окраине городка находилась Чикинская больница, ею заведовал известный доктор П. А. Архангельский, имевший репутацию великолепного терапевта, к которому приезжали на практику студенты-медики и молодые врачи со всей страны. Стал его учеником и доктор Чехов.

Всем известно, что Иерусалим («город мира») расположен в Израиле. Но не все знают, что у него есть «тезка» в России, под Москвой. Причем это не просто храмовый комплекс, имеющий аналогичное название, а практически точное воспроизведение израильского оригинала с его главными святынями. Ново-Иерусалимский монастырь посещал М. Ю. Лермонтов. Именно здесь было написано стихотворение «В Воскресенске».

Усадьба Троицкое

Достопримечательности Истры (Московской области) – это большое количество небольших церквей и величественных храмов. В усадьбе Троицкое сохранился удивительный ансамбль, состоящий из двух церквей – Троицкой каменной и Троицкой деревянной церкви, которая была построена в 1675 году и освящена в честь Сергия Радонежского. Когда-то усадьба Троицкое принадлежала старинному дворянскому русскому роду Боборыкиных. Тогда и усадьба именовалась Бобырево, а также погостом. Сегодня здесь можно увидеть старинное кладбище с надгробиями прошлых веков.

До сих пор сама Истра, достопримечательности ее некоторые вызывают научные споры. Например, несмотря на имеющиеся официальные данные, ученые считают, что деревянная церковь была возведена в начале XVIII века. В первой половине XIX века под нее был подведен из белого камня фундамент, расширены оконные проемы, обновленные крылечки появились у входов, а саму церковь красиво обшили тесом.

Автором проекта каменного храма стал М. Н. Литвинов. Она освящена в честь Троицы Живоначальной. Строение выполнено в неорусском (псевдорусском) стиле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: