История Кидекши

Церковь Бориса и Глеба

Здесь находится первое сооружение северо-восточной Руси, выстроенное из белого камня. Сегодня это объект ЮНЕСКО – Церковь Бориса и Глеба

. Это также и один из немногих уцелевших памятников XII века. Конечно же, без перестройки и реставрации не обошлось, но специалисты постарались сохранить облик максимально приближенным к первозданному. Постройка выглядит сурово, загадочно, навевает о древнем времени.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба, при первом рассмотрении, ничем не выделяется от других церквей и храмов. Однако, значение ее для цивилизации огромно. Ранее, для строительства церквей использовали плифну (обожженный кирпич), и только когда великим князем в Суздале стал Юрий Долгорукий, началось массовое возведение храмов из белого камня, и именно эта небольшая церквушка Бориса и Глеба стало самой первой из них.

Также Долгорукий заложил и другие церкви из белого камня: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Спаса в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, храм Георгия во Владимире. Основной аргумент для начала такого масштабного строительства храмов — показать величие и силу Суздальского княжества. В том Долгорукий хотел соперничать даже с Византией, и не жалел на это ни людских сил, ни денег из казны.

Не останавливало его даже то, что вблизи Суздаля не нашлось подходящих каменных пород. В итоге, чтобы не отказаться, от своих имперских амбиций, была организована доставка каменных глыб из под Москвы по воде, на расстояние более 500 километров. Можно только догадываться, сколько пота и сил людей было потрачено на возведение этой первой белокаменной церкви.

Стоимость посещения храма Бориса и Глеба — 50 рублей. Фото и видеосъемка разрешены

Кидекша

Первое упоминание:1152 год
Телефонный код:+7 49231
Почтовый индекс:601261

В середине XII века здесь располагалась княжеская резиденция Юрия Долгорукого — древняя столица Ростово-Суздальского княжества. Отсюда Долгорукий правил своими владениями, здесь жил. Городок представлял собой крепость с валами и высоким деревянным частоколом. В начале XII века именно в этом селе случилась встреча двух братьев — князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, прибывших сюда по зову отца, Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба князя были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. С их именами и связано название белокаменной церкви Бориса и Глеба — главной достопримечательности Кидекши.

Кидекша как укрепленное поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 построил здесь Борисоглебскую церковь. По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых. Река Каменка дала Кидекше и её название. Со всех финно-угорских языков слово «Кидекша» переводится как «Каменка».

Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укрепленным княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар. Достоверно известно, что в «Списке русских городов дальних и ближних» XIV—XV веков Кидекша уже не значится — скорее всего, это связано с общим ухудшением экономической обстановки. Жители начали переселяться в соседний Суздаль.

В конце XII-начале XIII века город Кидекша уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога). В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. Уже в XIV веке на этом месте располагался монастырь.

Попасть сюда можно на проходящем автобусе из Суздаля или пешком. Здесь очень красиво и летом, и в начале золотой осени, и снежной зимой.

Достопримечательности[ | ]

Основная статья: Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Архитектурный комплекс с церковью Бориса и Глеба

В Кидекше сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152 год, сильно перестроена в XVII веке, фрески XII века[12]), кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова. Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII — начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, тёплая церковь Святого Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).

Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.

Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. В настоящее время она частично заасфальтирована[13].

Стоимость билетов в церковь Бориса и Глеба в 2021 г.

  • Билет на осмотр интерьеров церкви Бориса и Глеба в Кидекше Для взрослых — 150 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля: кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 2 дней:
      Для взрослых — 1000 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов — 750 рублей
  • История

    Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса». Некоторые ученые считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень»[1]. Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река»[2]. Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость[3]. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии[4]

    Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и ГлебаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2117 дней

    ]. По легенде, здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.

    Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.

    В конце XII — начале XIII века город Кидекша уже был большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале.

    В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. В XIV веке на этом месте располагался монастырь.

    Достопримечательности

    В Кидекше сохранился архитектурный ансамбль XII—XVIII веков, включающий ранний памятник владимиро-суздальского зодчества, первую белокаменную постройку Северо-Восточной Руси — церковь Бориса и Глеба (1152 год, сильно перестроена в XVIII веке, фрески XII века[6]), кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова. Позднее к нему добавились памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII—начало XVIII веков), которые вели к спуску на реку, тёплая церковь Святого Стефана (1780), шатровая колокольня (XVIII век).

    Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

    Помимо этого, сохранились остатки древних оборонительных валов.

    Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. В настоящее время она частично заасфальтирована[7].

    Борисоглебская церковь

    Церковь Бориса и Глеба – одна из первых строений из белого камня на северо-востоке Руси, возведённая по приказу основателя Москвы в 1152 г. в честь первомученников на Руси Бориса и Глеба.

    Церковь Бориса и Глеба вошла в 1992 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется государством. Одна из немногих, сохранившихся многовековых строений из белого камня Северо-Восточной Руси является иллюстрацией канонического текста Евангелия от Луки. Такие, по словам евангелиста Луки, видел ворота в царство Божие сам Христос. Сужающиеся вглубь порталы, похожие на воронки, подчеркивают толщину стены.

    Суровый облик храма напоминает средневековую крепость: глухие стены с узкими окнами, массивные выступы нечетного числа апсид сложенные из тесаных квадратов белого камня. Строение лаконично, лишено резного декора, только узкий орнаментальная кирпичная кладка и простые профили углубленного портала, обрамляющие вход, редкий аркатурный пояс ложных ломбардских арок на фасаде строения, что характерно романскому стилю.

    У входа прихожан встречают витражи с архангелами Гавриилом и Михаилом. В церкви располагается экспозиция посвященная Борису и Глебу. Внутри сохранилась часть древнего письма, которая помогает дополнить и представить облик храма. Церковь стала последним пристанищем сына Юрия Долгорукого Бориса, захороненного вместе с женой и дочерью. С приходом к власти большевиков останки княжеской семьи пропали, их местонахождение до сих пор неизвестно. Над могилой изображены Христос, Богородица и Иоанн Предтече. В церкви осталось немало артефактов XII века.

    Самые ценные фрески XII века, уцелевшие в церкви Бориса и Глеба, Святые жены, Всадники, Христос Вседержитель. Сохранились также многочисленные цветочные орнаменты.

    Храм пережил несколько обрушений и перестроек. Например, Храм Бориса и Глеба был осквернен и разорён во времена татаро-монгольского нашествия. В 1239 в церкви проведены восстановительные работы. Её заново осветили. В 60-х года XVII века своды храма и его восточная часть были перестроены, алтарная часть восстановлена после пожара. Сам храм частично ушел под землю и культурный слой XII в. находится ниже уровня земли, но строение и конструкции здания сохранили свой первоначальный вид

    Регулярной службы здесь нет, но паломники приходят часто. Один раз в год, в день памяти Бориса и Глеба проводится богослужение.

    История[ | ]

    Кидекша — серебряная памятная монета Банка России, 2002 г.
    Слово «Кидекша», вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Завершающий элемент «-кша» принято считать словом неизвестного финно-угорского происхождения со значением «вода», «река», что подтверждается наличием в регионе нескольких малых рек с названиями на «-кша», «-кса». Некоторые учёные считают начальное «ки-» мерянским словом со значением «камень»[2]. Таким образом, слово Кидекша может означать то же, что нынешнее Каменка — «каменистая река»[3]. Вместе с тем, в путеводителях можно встретить и иное объяснение названия, связанное с русским словом «кидать», «покидать», и поясняемое тем, что Юрий Долгорукий забросил это место, на котором намеревался построить крепость[4]. Другие авторы относят эту версию к народной этимологии[5]

    Кидекша как укреплённое поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 году построил здесь церковь Бориса и Глеба. Здесь располагалось укрепленное городище дьяковской культуры, ныне являющееся памятником археологии федерального значения[6], а по легенде, и становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых.

    Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укреплённым княжеским городом и фактической столицей Владимиро-Суздальского княжества. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в неё реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.

    В конце XII — начале XIII века город Кидекша уже был большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале[7]. Согласно наблюдениям исследователя исторической топографии Кидекши академика С.В. Заграевского, в крепости был детинец, а в ее состав могло входить и укреплённое поселение на месте нынешней деревни Новосёлка Нерльская. Следовательно, масштабы крепости в Кидекше были еще большими[7]

    В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, и город вскоре потерял свой статус. В XIV веке на этом месте располагался монастырь.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: