История Усадьбы Царицыно


Вердикт императрицы


Фотография: histrf.ru
— Елена Васильевна, почему все-таки Екатерина забраковала первый проект Царицыно?

— На самом деле она изначально утвердила весь проект Баженова, в который входило пять дворцов. Причем утвердила не только изначально, но и в ходе строительства. Баженов строил дворец десять лет, и все эти годы императрица ни разу здесь не была, но Баженов вел переписку с ней. У нас есть выставка «Быль и новь Царицына», и там представлены копии переписки Екатерины с Баженовым через ее секретаря.

— О фотографии в тот век еще не помышляли, а значит, царица могла читать, но не видеть. Как же она тогда контролировала процесс строительства?

— Баженов отсылал к ней все чертежи. Допустим, он хотел украсить Фигурный мост изразцами, а Екатерина не разрешила. Таким образом, Екатерина вникала во все мелочи, во все детали. И даже то, что Баженов не успел оформить интерьеры, связано с тем, что Екатерина никак не отдавала приказа о том, как их оформлять. Баженов перечислял ей различные стили, но она все их не утверждала. И только к тому моменту, когда она приехала в Царицыно в 1785 году, он построил практически всё, кроме двух сооружений — конюшни и башни с часами. Интерьеры также оставались незаконченными, но архитектор к ним приступил.

— Какова была реакция Екатерины?


Фотография: histrf.ru

— Она прошлась по залам, осмотрела их и молча уехала. И только потом в письме к Павлу она написала, что жить там неудобно, дворец надо перестроить. Помещения показались ей слишком тесными, узкими и темными.

— Я читала, что истинная причина недовольства Екатерины могла заключаться в фигуре самого Баженова, который тесно общался с масонами. Могло ли это повлиять на отношение императрицы к архитектору?

— Это тоже спорная версия. Но Баженов действительно был членом масонской ложи: он вступил в нее в 1784 году, а в 1785-м Екатерина приказала отстранить его от работы над проектом Царицынского дворца. В принципе, к масонам Екатерина относилась иронически, но масонство может быть связано с этим вот как: Баженов по заданию ложи встречался с Павлом. Масоны считали, что все-таки Павел должен быть императором. Это, конечно, могло не понравиться Екатерине, но это всего лишь одна из версий.

Матвей Казаков в Царицыне

Возглавить строительство Екатерина поручила другому выдающемуся русскому архитектору – Матвею Федоровичу Казакову. Принято считать, что М.Ф. Казаков приступил к работам в 1786 году. Он, как и его предшественник, спроектировал дворец в виде двух сооружений, соединенных между собою узкой галереей. Постройкам был придан характер псевдоготической архитектуры.

В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. К этому моменту строительство Большого Царицынского дворца почти завершилось, здание было покрыто временной крышей, начались внутренние отделочные работы. Новому императору, Павлу I усадьба не приглянулась, и по его указу в Царицыне никаких работ более не производилось.

К середине ХІХ века дворец больше походил на развалины.

Между Баженовым и Казаковым


Фотография: histrf.ru

— После того как Екатерина отстранила Баженова, проектом усадьбы стал заниматься Матвей Казаков, который, как я понимаю, многое здесь изменил. Баженов ведь был его наставником?

— Казаков считается учеником Баженова. Если Баженов учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а потом за границей, то Казаков учился только в архитектурной школе. Далее он уже начал трудиться и был помощником у Баженова, работал вместе с ним в Кремле.

— Какие изменения привнес Казаков в проект Царицынской усадьбы? От Баженова здесь вообще что-то осталось?


Фотография: histrf.ru

— Весь дворцово-парковый ансамбль — это работа Баженова, и только Большой дворец принадлежит Казакову.

— А что осталось от дворца Казакова к тому моменту, когда Царицыно решили наконец реставрировать?

— Дворец был в состоянии руин: не было крыши, не было межэтажных перекрытий. Все, что сохранилось к моменту реставрации, пришлось восстанавливать. Но ни одну несущую стену не снесли — остов здания полностью сохранился. У Казакова было два варианта дворца, первый из них Екатерина утвердила. В первом варианте дворец на целый этаж выше, в нем присутствуют нарядные украшения, шпили со звездами и так далее. Но уже в ходе строительства происходят некоторые изменения: начинается вторая война с Турцией, и Екатерина останавливает строительство. К этому времени Казаков достроил центральную часть до третьего этажа. Далее императрица приказывает срочно завершить строительство, и Казаков оставляет тот вариант, который вы видели у нас на выставке: с темными крышами, без нарядных шпилей, на целый этаж ниже, без двухсветного парадного зала на третьем этаже. Это то, что построил Казаков. У нас в верхнем зале археологии вы могли видеть законсервированные фундаменты: там как раз частично представлены фундаменты дворца Баженова, а далее — фундаменты Казакова. В этих фундаментах даже видны архитектурные детали (например, части колонн) разобранных дворцов Баженова.

Парк Царицыно

Царицыно (парк), фото которого представлены ниже, состоит из зон, засаженных раздельно березами, лиственницами и сибирскими кедрами. Василий Баженов планировал сделать посадки в соответствии с выходом на них смотровых площадок, но Екатерина II пригласила английских ландшафтных мастеров, которые создали проект распределения деревьев относительно дорожек.

На прежнем месте остались лишь березы, которые архитектор не дал вырубать, основав аллею «Березовая перспектива». Геометрический сад также было решено не выкорчевывать, однако его площадь пришлось уменьшить. Однако он погиб при Павле I.

Композиция всех аллей состоит из трех лучей, отходящих от Большого дворца: Липовая аллея, Утренняя дорожка, третью чаще всего называют Сосновой. Они примыкают к Царицынским озерам.

Музей-заповедник Царицыно. Фото, адрес, как добраться, схема усадьбы. Мероприятия

В парке также находится Дворцовая поляна – сложный комплекс из клумб, газонов и переходов, но ней выращивали цветы, часто привезенные из-за границы, которые разводили в оранжереях.

Сплав архитектуры


Фотография: histrf.ru

— Чей вариант попытались воспроизвести при реставрации — Баженова или Казакова?

— В 2005 году, когда началось восстановление здания, решили осуществить соединение двух вариантов. Эта идея возникла еще в 70-е годы XX века, хотели восстановить историческую справедливость. Изначально здание хотели восстанавливать для Художественного института имени Сурикова (полное название: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. — Прим. ред.). Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2». Но в итоге этот план так и остался нереализованным, и со смертью Евгения Вучетича, который тогда был вице-президентом Академии художеств СССР, эта идея уходит. Кроме того, там же анфиладная планировка, и под учебные классы такое помещение приспособить невозможно; помимо этого, там не было коммуникаций. Видимо, комплекс этих причин привел к тому, что эту идею тогда так и не осуществили. В 2005 году работа над реконструкцией Царицыно возобновилась. Работал все тот же «Моспроект-2». За основу архитекторы взяли ту самую идею 70-х годов, но воплотили ее в более упрощенном виде.

— Как можно охарактеризовать архитектурный стиль, в котором выполнена усадьба?


Фотография: histrf.ru

— Вы знаете, здесь идут многочисленные споры, поскольку Царицыно — это такой сплав разных архитектурных стилей. Но все-таки большинство специалистов определяют этот стиль как неоготику. Екатерина заказала Баженову дворец в мавритано-готическом стиле, который в то время был в моде. Связано это с тем, что в 1775 году, когда императрица купила это имение, в окрестностях Москвы, на Ходынском поле, праздновалась победа над Турцией (имеется в виду праздник в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. — Прим. ред.). Декорации для этого праздника создавал Баженов: это были декоративные театральные павильоны в восточном стиле, символизировавшие взятые русскими войсками турецкие крепости.

— Теперь ясно, откуда в XVIII веке у нас взялась мода на турецкий стиль. А что такое «русская готика»?


Фотография: histrf.ru

— Под «готикой» тогда понимали всё Средневековье: русское, европейское — различий не делали. Ну а так как Баженов обучался и во Франции, и в Италии и в целом был очень талантливым архитектором, он сумел создать такой уникальный сплав архитектуры. Поэтому разбирать его по деталям, конечно, невозможно. Здесь до сих пор можно заметить некую театральность: ведь сама усадьба выполнена в образе средневекового города! Царицыно создавалось главным образом как летняя увеселительная усадьба, а все праздники раньше проводились на улице. Баженов подразумевал, что императрица будет прогуливаться по здешним аллеям, рассматривать здания со всех сторон.

Дачи поверх некрополя


Фотография: histrf.ru

— Екатерина в свое время отказалась поселиться в Царицыно, но неужели тут так никто и не жил до самого появления музея?

— В 60-е годы XIX века многие здания на территории парка Царицыно арендовались под дачную застройку; конечно, была и перепланировка. Дворец стоял нетронутым, и только в конце XIX века начали постепенно сносить крышу: перекрытия были деревянными, и мог возникнуть пожар, поскольку по этим руинам постоянно лазили местные отдыхающие.

— Кто из знаменитостей жил и гостил на Царицынских дачах?


Фотография: histrf.ru

— В 1870-х годах здесь возник целый дачный поселок — Новое Царицыно. Здесь было очень много известных дачников. У нас в Третьем Кавалерском корпусе есть выставка «Дачное Царицыно». Там хранятся фотографии и имена всех этих людей. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитые писатели: Федор Достоевский, Федор Тютчев, Алексей Плещеев, Антон Чехов, Андрей Белый, Иван Бунин… Бунин, кстати, именно здесь познакомился со своей будущей второй женой, Верой Муромцевой. Также здесь жили и гостили многие известные композиторы (Чайковский, Римский-Корсаков, Балакирев), историк Владимир Ключевский, естествоиспытатель Климент Тимирязев, председатель первой Государственной думы Сергей Муромцев и многие другие. Также тут находилась дача основателя Императорского исторического музея Ивана Егоровича Забелина. Он вел в Царицынском парке раскопки курганов вятичей.

— Здесь раньше жили вятичи? Какие-то следы их пребывания сохранились?

— Конечно. В нижнем зале археологии нашего музея есть женские украшения вятичей, они были найдены уже при раскопках XX века, их вел Артемий Арциховский. А то, что нашел Забелин, находится в Государственном историческом музее и, если не ошибаюсь, в Эрмитаже.

— А сейчас археологи еще приезжают в Царицыно?


Фотография: histrf.ru

— В 2000-е годы были раскопки на береговой линии. Там были очень интересные находки именно советского времени: нашли много стеклянной посуды, монет. В советский период здесь была зона отдыха: происходили массовые гулянья, люди загорали, купались… Отсюда и большое количество стеклянной посуды. У нас на выставке даже лежит неразбитая стеклянная бутылка того времени. В те же 2000-е годы велись раскопки в парке. Там, если помните, есть беседка «Храм Цереры» — вот на этом месте происходили раскопки. Там нашли глиняные черепки бронзового века, которые тоже есть в нашей экспозиции. Также есть находки XV века. Как считают археологи, именно на этом высоком мысу, где стоит беседка, поселений не было. Судя по находкам, которые были сделаны, это было ритуальное место — некрополь. Там вятичи хоронили своих умерших. Вместе с прахом в могилу клали украшения и предметы быта: женщинам — особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни с узорчатыми прорезями, мужчинам — ножи и серпы.

Усадьба Царицыно

Усадьба Царицыно – один из таинственных и загадочных уголков Москвы. Здесь воскресают видения баллад Жуковского и немецких романтиков. Заколдованные рыцари, печальные красавицы, злобные тролли и языческие волхвы. Эта романтическая усадьба в тенистом парке по-прежнему, как и столетия назад, овеяна легендами, окутана завесой тайн, число которых с годами только растет.

В эпоху Древней Руси это пленительное селение носило прозаическое название Черная Грязь.

В этом красивом месте в XI-XII веках жили вятичи. Здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Самый главный, Царский курган, был срыт при строительстве Каширского шоссе. По преданию, здесь был похоронен языческий вождь, проклявший всякого, кто нарушит его покой.

В 1944 году в Царицыно было раскопано 12 курганов и обнаружены типичные вятские погребения. В одном кургане было обнаружено два скелета. Череп одного касался ног другого. Рука одного из скелетов была приподнята, словно предупреждая потревожившего о мести мертвых.

До сих пор историки пытаются объяснить название Черная Грязь. Одни считают, что здесь была топкая почва, другие связывают это название с расположенными неподалеку целебными ключами и грязями. У местных жителей издавна был обычай: обмазываться жирной черной жижей, а потом купаться в бьющем из-под земли ключе. Хвори как рукой снимало. Это жирная глина — не что иное, как осадок древнего моря. Ее-то и использовала Екатерина II для лечения ревматизма. Наши предки говорили безнадежно больным: “Ешьте землю!”. И результаты были радикальны: больной или выздоравливал, или умирал.

Воды Царицына считались целебными, помогающими не просто в “чадородии”, а в “чадородии мужского пола”. Сюда, на целебные воды, приезжали молиться о даровании наследника Софья Палеолог, Елена Глинская, Ирина Годунова.

Территория усадьбы Царицыно

ПРОКЛЯТИЕ СОЛОМОНИИ САБУРОВОЙ

Соломония Сабурова

Когда молва о чудодейственных свойствах здешних воды и грязей дошла до кремлевских теремов, Соломония Сабурова, бесплодная жена государя Василия III, зачастила к источнику. Но вскоре была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь, где… родила здорового мальчика. Василий же женился на молодой Елене Глинской. Рассказывают, что Соломония прокляла неверного князя, коварную разлучницу, весь род и потомство Глинской, а заодно и Черную Грязь.

Василий III и Елена Глинская

С тех пор злой рок преследовал всех, кто имел дело с этим местом. С конца XVI века эти земли принадлежали семейству Годуновых, от которых сохранились названия Борисово, Ирининское, Цареборисовский пруд. Вскоре умирает от неизвестной болезни молодой царь Федор, постригается в монахини царица Ирина, умирает царь Борис Годунов и разгорается Смута.

Первый владелец усадьбы Стрешнев остался без наследников, и его род пресекся. Печальной оказалась и судьба Василия Голицына и его потомков. Сразу в одном поколении прекратился старинный род Кантемиров. Незавидна и история строительства царского дворца Екатерины II.

Исследователи считают, что “проклятое место” выживает своих владельцев.

ФАМИЛЬНЫЕ УЖАСЫ

Второй женщиной, проклявшей эту местность, стала любовница Петра I, дочь молдавского господаря Димитрия Кантемира, красавица Мария. Князь Кантемир за верность был пожалован в 1712 году домом в Москве и имением Черная Грязь. Между Петром и Марией вспыхивает страстный роман, и если бы плодом этой страсти был мальчик, вполне возможно, что Мария стала бы законной супругой императора, сместив с этого поста Екатерину I, “загулявшую” с Монсом. Друзья Екатерины устранили эту опасность. Петр по возвращении из военного похода нашел умирающую любовницу.

МЕСТЬ КОЛДУНА ИОНЭ

Третьей роковой женщиной в истории Царицына стала Екатерина II, выкупившая у Кантемиров имение с чудодейственной грязью и нарекшая его Царицыном. Архитектору Баженову было велено возвести здесь царственный ансамбль. Императрица лично утвердила представленный план. При строительстве Екатерининского дворца начались неприятности и беды, заставившие вспомнить проклятия Соломонии и Марии.

Екатерина II

Сезон оказался неудачным: сначала прислали кирпич, “больной” чахоткой, затем напала на каменщиков лихорадка, и они разъехались по своим домам. Да и сам Баженов вынужден был уехать из Царицына в Москву “для излечения”.

Через 10 лет в 1785 году Екатерина II решила осмотреть строительство. По преданию, увидев почти готовый дворец, она воскликнула: “Это склеп, а не дворец!” — и тут же приказала сломать его, а Баженова отправить в отставку. Доброжелатели нашептывали зодчему, что впал он в немилость из-за своих связей с масонами. Другие утверждали, что во сне к императрице стали являться древние старцы, умоляя не тревожить землю вятичей, не беспокоить ее ни огнями, ни потехами.

Говорят, что перед смертью Баженов нанял в отместку местного колдуна Ионэ, который посыпал царицынские земли заговоренной солью. С тех пор попытки что-либо здесь построить заканчивались неудачами и пожарами.

Сооружение нового дворца было поручено Матвею Казакову. Он полностью снес старые постройки, и вскоре по его проекту возвели похожий на сказочный готический замок дворец. Поговаривали, что в том дворце имелись глубочайшие подвалы с запутанными ходами-лабиринтами. Но практически законченный Большой дворец вдруг внезапно загорелся. После смерти Екатерины дворец был заброшен и спустя несколько лет напоминал “мрачную развалину”.

В XIX веке были попытки достроить дворец – вначале для вдовы Александра I, затем для Николая I. Но по странному стечению обстоятельств замыслы эти оставались невыполненными. В 60-е годы XIX века попытались продать все постройки на снос. Но покупателей так и не нашлось. Стены рушились, а необъяснимые страшные пожары довершали дело.

Усадьба Царицыно: СОВЕТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ

При Александре II около прудов появились чистенькие дачи немцев. Царицынские земли были отданы под летние гуляния москвичей. Говорили, что здесь поймали щуку и осетра с золотыми серьгами на губе, где были вычеканены царские короны и имена русских государей. Казалось, жизнь наладилась и о несчастьях можно навсегда забыть.

Но пришел 1917 год, а за ним голод и разруха. В годы Гражданской войны здесь скрывались дезертиры, бандиты, беспризорники. В прудах всплывали неопознанные трупы. Темные личности копались в земле в поисках сокровищ. Старожилы рассказывают, что ювелир Воронов зарыл сундук с драгоценностями на своей даче, за что семь лет просидел в тюрьме.

Здесь, в Царицыне, была одна из дач, где чекисты разыгрывали конспиративное антисоветское подполье.

Накануне ареста на даче побывал легендарный Борис Савинков. Именно отсюда его увезут в ГПУ. На следующий день он выбросится из тюремного окна и разобьется насмерть.

Вскоре фанатичный большевик Шкулев, автор песни “Мы кузнецы”, переименовал Царицыно в Ленино. Но это ничего не изменило.

В годы застоя началась реконструкция царской усадьбы. Успели восстановить несколько мостов и здание Хлебного дома. Но оно вдруг совершенно мистическим образом сгорело почти дотла. Деревянные части павильона “Миловида” сгорели в 1980-е годы. Павильон “Нерастанкино” также пострадал от огня. Проклятое место незримой силой отталкивало любые попытки покорить его.

Но добро идет рядом со злом, перекрывая его любовью. На смену проклятьям всегда приходит святость и надежда.

Усадьба Царицыно: ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК

При Кантемирах над целебными царицынскими водами была отстроена новая каменная церковь во имя иконы Богоматери — Живоносный Источник.

Живоносный источник

На храмовой иконе Богоматерь изображена с Младенцем, сидящей в купели. Традиция связывает икону с молением об избавлении от недугов и пагубных привычек — прежде всего пьянства.

ПЯТОЧКА МАТРОНУШКИ

Во время войны в одном из домов рядом с церковью жила слепая блаженная Матрона. Москвичи считают ее своей святой. Родилась она в Тульской губернии, в селе Себино, в 1881 году слепой, с сомкнутыми веками. Еще в детстве у нее открылся дар предсказания. В 1925 году Матрона уехала в Москву, где и прожила до самой своей смерти.

Она предсказала гибель большевиков, пришедших грабить и разбирать царицынский храм. И действительно, три комсомольца утонули, захлебнувшись хлынувшей в церковный подвал водой. А четверых убила отвалившаяся от стены плита.

Матушка предсказывала войну и грядущую победу. Люди рассказывают: когда немецкие войска уже подошли к Москве, Сталин был у Матроны, просил совета — производить эвакуацию правительства или нет. Матрона предсказала поражение немцев, и эвакуацию не произвели.

Предсказала Матронушка, что будет и крестный ход на Красной площади, и панихида по убиенному помазаннику Божьему. Но потом начнется резня между политическими партиями, борьба за власть. А будущее России виделось пророчице светлым: “Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать”.

Матушка часто шутила, на вопрос “как спастись?” говорила: “Цепляйтесь все за мою пяточку — и спасетесь”. Люди верующие уверяют, что святая своей святостью и любовью отмолила это место. Проклятия сняты, появилась надежда на возрождение.

Усадьба Царицыно: ИНОЙ МИР

В 1993 году район Царицыно обследовался операторами биолокации. При построении карты геопатогенных зон (ГПЗ) была обнаружена крупная отрицательная аномалия, расположенная под главным дворцом ансамбля.

Экскурсоводы сокрушаются: “Ни один другой памятник не притягивает столько легенд и небылиц. Каждый видит здесь то, что захочет: масонские знаки, летающие тарелки, призраков, черных монахов. Были сообщения о том, что в руинах видели иконостас, раскиданные по всей территории лики святых. Место это обладает огромной энергетикой. Не хорошей, не плохой, просто другой. Мы здесь чувствуем себя как в ином мире. Как Сталкер в “зоне” у Тарковского. Дар это или наказание — никто не знает”.

Усадьба Царицыно: МОСТ ТРОЛЛЕЙ

Царицыно — особое место: не мы руководим им, а оно нами. Вдоль царицынского пруда можно увидеть романтические руины. Странные личности шепотом рассказывают о подземном ходе под этими гротами. То, что хода никто не видел, придает рассказам еще больше достоверности.

В этом парке есть странный мост, известный москвичам благодаря массе слухов и легенд о его обитателях.

Перила «спрыгнувшие» с моста

Говорят, что под ним живут маленькие злобные тролли, которые подгрызают перила и обкусывают камни моста.

Раз в неделю на мостике обнаруживаются сколы камня, по форме напоминающие самый настоящий укус. Только ширина “челюстей” по 15-20 см. Очевидцы утверждают, что по вечерам у мостика раздаются скрежещущие звуки, а на мостике при этом никого нет. Ни в коем случае нельзя приходить на мостик ночью, чтобы тролли не поймали тебя и не утащили в свой подземный мир. Ни одни перила не стояли на нем дольше полугода. Они отваливались и падали по сторонам от странного моста.

Мост троллей

Усадьба Царицыно: МОХНАТЫЕ ДЕМОНЫ

На окраине парка ютилась маленькая деревенька Баженовка, построенная еще для строителей Царицынского дворца. Много лет из уст в уста передается история о пропавшей средь бела дня женщине. Она загадочно исчезла на глазах у всей деревни. Всю ночь проискали пропавшую. Очевидцы уверяли, что недалеко от моста Троллей разглядели низкорослых карликов, поросших с ног до головы короткой густой шерстью.

Спустя месяц в Царицыно прибыла императрица. Она долго бродила по зачарованному лесу. Побывала она и у загадочного моста Троллей. Затем вернулась ко дворцу и тут же приказала: “Срыть сии казематы!”

Бульдозеры разрушили Баженовку в 1981 году, при строительстве метро. Новая ветка, ведущая из центра столицы в район Орехова, была торжественно, с великой помпой открыта спустя месяц после того, как перила в очередной раз “спрыгнули” с мостов — 31.12.84 г. А на следующий день, 1 января, линию втихую, без всякой помпы прикрыли. Машинист поезда, мчавшегося в 7 часов утра по подземке, проходящей под злополучным мостом, с ужасом увидел, как прямо у него на глазах лопается стена тоннеля. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах. “Царицыно” — “Кантемировская” является самым проблемным перегоном, его называют “больной участок”.

ПОЛТЕРГЕЙСТ В ОРЕХОВЕ

Ученые утверждают, что от дворца к Орехову тянется и частенько проявляет себя геопатогенная зона. На верхних этажах дома №7 по Ореховому бульвару время от времени качаются люстры и звенит хрусталь. Далее она выходит к Хмелевскому оврагу, который неоднократно пытались засыпать, но подземные аномалии не дают этого сделать. В двух домах, построенных на Каширском шоссе вблизи поста ГАИ, с 1987 по 1993 год с периодичностью в два года прогремели два взрыва. Очевидцы рассказывали, что минуты за три до взрыва неожиданно взбесилась собака. Она прыгала, выла, забивалась в угол. Потом начали падать предметы.

В таких местах часто наблюдаются явления полтергейста. Земля время от времени, подобно морским приливам и отливам, “пыхтит” через подземные разломы. Опасные зоны распознают по интенсивной, яркой окраске растительности, увеличенному числу хвойных деревьев с раздвоенными стволами. Такие деревья часто встречаются и в таинственном Царицынском парке.

Усадьба Царицыно: ЗАГАДКИ ПОДЗЕМНЫХ ХОДОВ

Установлено, что три разрушенных грота на обрывистом берегу пруда были связаны между собой подземным ходом. Полной неожиданностью было обнаружение тайного хода, связывающего ротонду Золотой Сноп с Островом Русалок у бывшего амфитеатра под открытым небом. Предполагают, что он был закулисным ходом для артисток-русалок.

Ротонда Золотой Сноп. Остров Русалок. Русалкины ворота

А загадочный подземный ход от Фигурного моста вел прямо к… Живоносному источнику со святой водой. Возможно, это был акведук для подвода целебной воды к покоям Екатерины II.

Фигурный мост

Старожилы Царицына рассказывают, что в первые годы советской власти в этом подземном ходе был найден клад — ящик со столовым серебром. Они же поведали, как, бyдyчи еще в детском возpасте, искали клады в селе Цаpицыно. В стене колодца вдpyг откpылась сама по себе потайная двеpь, мальчики пpоникли в нее и yвидели человеческие останки. Очевидно, людей, работавших под землей, хоронили, замypовывая в стены, что неоднократно подтверждалось биолокацией.

МАГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

В одном из мест парка есть три странные горки с углублениями внутри, расположенные треугольником. В центре него полукругом расположены 7 деревьев. Встав в центр этого полукруга, можно ощутить очень мощный энергетический поток, необычное волнение и тревогу, словно стоишь на границе непознанного мира.

Здесь была заповедная дубовая роща — особо почитаемое место, где проводились праздничные Богослужения, Ритуалы и Обряды, где человек, по мнению древних москвичей, мог соединиться с Матерью Природой, получить Жизненные Силы, Радость и Духовную Чистоту. Заповедная роща находилась на месте легендарного Царицынского парка. По преданию, старый сухой дуб над родником берет на себя людские страдания. На него молятся, он сгнивает, его обкладывают ветками и поджигают. Нельзя касаться его руками — все беды на себя возьмешь.

Оберегают покой царицынского леса языческие божества, идолы которых и сейчас можно увидеть на высоком холме. Недавно кто-то осквернил языческие святыни. Божества были “покалечены”, на них сделали заруби, вбили гвозди.

ПЛЕВКИ ЧЕРТА

Встречаются в парке загадочные, идеально круглые, словно вытоптанные, прогалины. Трава на них вся больная и чахлая, угнетенная загадочной хворью.

В Англии такие “мертвые зоны” называют “полянами фей”, в России — “плевками черта”. Персонаж русского фольклора черт — существо зловредное. Слюна у него — ядовитая. Плюнул черт — вот и появился след, круг на поле.

Входить в “плевок черта” нельзя, так как отныне это место “гиблое и отравленное”. По поверьям русских крестьян, “ведьмины круги” — это места посадки ступы, помела. Ведьма, оглашая окрестности дикими воплями, неистово пляшет по ночам. Вот трава на “кругу” и вытоптана.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗНАКИ

В Царицыне уникально все, даже погода. Солнце с юга, нагрев Попову гору, вызывает восходящие потоки воздуха, которые разгоняют тучи! Здесь почти всегда солнечно! Народ нашел и этому свое объяснение: здесь на каждой постройке присутствуют магические солярные (солнечные) знаки. Знаки Солнца, по преданию — символ созидательной энергии, оберегающей от бед и несчастий.

Солнце — это “мировая дверь”, вход для знания и бессмертия. В астрологии Солнце — это сама жизнь! Сердце Вселенной, глаза Неба. В религии — Божественная воля. Хочется верить, что под такой могучей защитой Царицыно возродится.

Прогулка по Царицыно:

При настройке на территорию парка ее можно условно поделить на две части: первую, где находится непосредственно Большой Дворец, и вторую — территорию самого парка. Здание Большого дворца отреставрировано и переделано внутри на современный лад, под концертные залы и рестораны, и в части, доступной для осмотра, очень трудно уловить энергетику того времени, событий, личностей… Зато в самом парке есть очень много мест, на которые очень интересно настроиться, да и просто погулять и полюбоваться).

Гротесковый мостик

Гротесковый мостик

Переходя через этот мостик, можно почувствовать переход в другое временное пространство. Условно мост можно разделить на две части: современный мир и, ближе к центру, переход в другой мир, другое время… После перехода этого моста появилось ощущение личной связи с этим местом — возможно, какой-то из моих союзников имел какое-то отношение к этой территории (надеюсь, он был царских кровей).

Ротонда «Золотой сноп»

Ощущается как выход из подземного мира, с массой тоннелей и ответвлений

Еще один Гротесковый мостик. При настройке чувствуется портал в параллельный мир. Самые сильные ощущения — когда стоишь напротив арки: картинка «плывет» перед глазами.

Гротесковый мостик

С обратной стороны мостика таких ощущений нет. Каменная кладка на арке действительно выглядит так, как будто ее грызли какие-то существа.

Грот со статуей Нимфы.

При настройке чувствуется как вход в подземную цивилизацию. Возможно, под землей в этом месте есть физические тоннели.

Грот со статуей Нимфы

Таинственные домики «для кавалеров»


Фотография: histrf.ru

— В ансамбль Царицыно, помимо главного дворца, входит множество других, более мелких зданий. Для кого и для чего они предназначались?

— Баженов построил пять дворцов, из пяти сохранились два — Малый и Средний. Это — дворцы для Екатерины. Средний дворец иногда называют Оперным домом, потому что в XIX веке там хотели давать концерты. К тому времени Царицыно уже перешло в управление уездного ведомства, и нужно было, чтобы имение приносило доход казне. Здания начали сдаваться в аренду, возник дачный поселок. Все остальные небольшие здания, о которых вы говорите, сейчас называют Кавалерскими корпусами.

— А для чего эти корпуса предназначались?

— Это название было дано им уже в XX веке, при паспортизации. После Великой Отечественной войны Царицыно внесли в список памятников культуры — вначале местного, а потом и всесоюзного значения. И в процессе паспортизации возникла сложность. Во-первых, к тому времени поднимались еще не все архивные документы. Кроме того, даже сам Баженов в своих письмах не пишет, для кого предназначены эти дома, — для него был более важен внешний образ усадьбы. Поэтому, для чего эти здания построены, точно сказать нельзя, есть только разные предположения. К примеру, в одном из писем к Екатерине Баженов написал, что построил домик для официантов, но какой — неизвестно. Возможно, это самый маленький домик на территории, отсюда он самый крайний. Эта постройка отличается от остальных более скромной отделкой. Но это опять же только предположение. Так вот, возвращаясь к Кавалерским корпусам. В версии Баженова был Большой кавалерский корпус, который впоследствии снес Казаков. Сейчас на этом месте сохранился старый фундамент. Баженов сам дал такое название, и, видимо, оно осталось в памяти через много лет. Поэтому в XX веке три здания назвали Кавалерскими корпусами — Первый, Второй и Третий.

— Название напоминает о кавалерии — как будто это что-то военное…


Фотография: histrf.ru

— Нет, не кавалерия, а кавалеры — то есть придворные. Хотя у нас почти все посетители, которые проходят мимо этих зданий, вместо «кавалерский» читают «кавалерийский». А есть еще одно здание, от которого тоже сохранились фундамент и название: «Камер-юнгфарский корпус». «Юнгфрау» — это девушки, прислуживающие Екатерине. Таким образом, с приходом Казакова изменилась центральная часть ансамбля и вся композиция в целом, поскольку у Баженова не было главенствующего дворца, его выделил уже Казаков. Ему, с одной стороны, нужно было угодить императрице, а с другой — вписать Большой дворец в ансамбль Баженова. То, как он с этим справился, мы можем наблюдать сегодня.

— Здание, где мы сейчас находимся, тоже кажется очень интересным. И название необычное — «Хлебный дом».

— С названием все очень просто: когда это здание строилось, Баженов собирался устроить здесь кухню. Но есть действительно кое-что интересное: на фасадах здания можно увидеть две загадочные эмблемы, напоминающие каравай хлеба и солонку. Есть подозрения, что они связаны с масонским орденом. Ректор Института архитектуры Дмитрий Швидковский в одной из своих статей упоминает масонскую символику на здешних зданиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: