Музей Хрусталя г. Гусь-Хрустальный


Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном. Что это такое?

Было примерно так. Жил-был в 17 веке некий купец Мальцов, который решил, что дело его жизни – это производство всяких изделий из хрусталя. Создал он завод, где обычные и необычные штуки из стекла выдували. Когда он помер, то дело его продолжили потомки. Хрусталь выпускали хороший, он был известен далеко за пределами России. И сейчас завод этот действует, хрусталь производит.

А сравнительно недавно, в начале 80-х годов, хорошие люди решили сделать в городе музей хрусталя. Под музей отдали здание дома культуры, которое изначально было Георгиевским собором. Собрали старинные уникальные вещи и поместили их там. Но так как старых изделий удалось найти немного, то выставку дополнили современными.

По большей части, экспонаты музея – это посуда всякая, но есть и непосудные предметы. На некоторые смотришь и соображаешь, как это можно изготовить. Есть изделия, которые практического значения не имеют, только художественное. Ну и понятное дело, кое-что создано лишь для того, чтоб показать: вот мы как можем, попробуйте, мол, повторить. А музей, между прочим, сейчас входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Экспозиция хрустального музея

Музей состоит из нескольких экспозиций. На первом этаже размещается выставка хрусталя и стекла. Оформление зала было предложено московским художником Л. Озерниковым, по его замыслу выставка представляет собой хрустальную реку от появления хрустального промысла на территории Владимирщины до наших дней. Поэтому преобладающие цвета экспонатов – синий и серо-голубой. Работы современных художников-стеклодувов располагаются в центре экспозиции в форме многогранной пирамиды, работы мастеров прошлого размещаются по бокам. Большинство предметов экспозиции изготовлено в Гусь-Хрустальном, среди прочих здесь встречаются работы, выполненные мастерами завода Мальцова еще в XVIII веке.



Вторая часть экспозиции – расположенная на втором этаже выставка Мстёрской лаковой миниатюры. Несмотря на молодость народного промысла, появившегося после революции, корни Мстёрской миниатюры уходят в глубокую старину. Иконописный промысел зародился в Мстёре еще в конце XVII века, первыми членами артелей мстёрских живописцев стали бывшие иконописцы, хранившие традицию народного промысла более 250 лет.

Также в помещении церковных хоров на втором этаже размещается экспозиция мстёрских кружев, ведущих свое происхождение с XVII века. Отличительная черта мстёрской вышивки – отсутствие лицевой стороны и изнанки, поэтому обеих сторон она выглядит одинаково красиво. Для мстёрской вышивки характерны растительные узоры и два основных направления:

  • «владимирский шов» – вышивка крупными стежками красного цвета;
  • белая гладь – вышивка производится белой нитью по белому полотну.

В цокольном этаже церкви размещается еще 1 зал музея – экспозиция, стилизованная под магазин хрустальной посуды конца XIX века. Некогда фирменные магазины Нечаева-Мальцова имелись в обеих столицах. Этот зал одновременно выполняет роль сувенирной лавки – здесь можно приобрести фирменные изделия из хрусталя и стекла производства завода в городе Гусь-Хрустальный.

Стоимость посещения: 150 RUR за взрослый билет, 75 RUR для пенсионеров, студентов и учащихся с 16 лет. Для детей до 16 лет вход свободный.

Отзыв о посещении музея

Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном состоит из двух экспозиций, каждую из них надо оплачивать отдельно. С главного входа мы попадаем в большой зал, где выставлены в основном современные произведения хрустального производства.

В зале есть книга отзывов, в которую вы можете что-нибудь написать. На одной из стен находятся любопытные огромные фотографии прошлых лет: есть фото здания музея, когда он был еще собором, а потом домом культуры. Внутри музей, бывший собор, украшен мозаиками, эскизы к которым рисовал сам Виктор Васнецов.

Малый зал находится в подвальном помещении, вход в него – с другой стороны здания. Экспозиции в зале меняют, но в целом малый зал посвящен изделиям прошлого века.

Советую присоединиться к экскурсии. Если смотреть самому, то не очень интересно, потому что нюансов не знаешь. В малый зал мы попали не в очень удачное время: работники готовили его к закрытию и ждали детей на какие-то занятия. Но кое-что рассказали: например, показали какую-то посудину, которая меняет цвет, если смотреть на нее под разным углом зрения. Но я, честно, что-то не заметил, чтобы она цвет меняла. Еще нас пытались удивить хрустальным петухом, который находится внутри бутылки. Изготавливали это так: сначала отрезали дно у бутылки, когда она горячая, сажали туда петушка, а потом снова запаивали дно. Делали все быстро и ловко, так что следов реза на бутылке не оставалось.

LiveInternetLiveInternet

Четверг, 15 Августа 2013 г. 18:14 + в цитатник Кратко — о маршруте поездки: «И дым отечества нам сладок и приятен» (Н.Новгород — Б.Болдино — Городец — Дзержинск — Боголюбово — Владимир — Суздаль) Сначала о самом Гусе-Хрустальном.. Очень, очень кратко))). В исторических документах Гусь-Хрустальный упоминается с 17 века. Своим развитием город обязан вышедшему в 1747 году указу Сената, по которому запрещалось строительство крупных фабрик около Москвы. В те времена на всю Россию были известны купцы Мальцовы, занимавшиеся стекольным производством. Они имели несколько предприятий по производству хрусталя вблизи Москвы, однако были вынуждены выводить свои предприятия в более отдаленные местности. Таким образом, в 1756 году в Гусе-Хрустальном была основана хрустальная фабрика. С каждым годом темпы производства увеличивались, с этим ростом поднимался и город. Изделия из хрусталя славились своей алмазной гранью, травлением, украшались гравировкой. В начале 19 века мальцовские изделия вышли и на мировой рынок. В основу экспозиции музея Хрусталя были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном class=»aligncenter» width=»500″ height=»332″[/img] Здание Музея Хрусталя в Гусе Хрустальном. Сами понимаете — храм. Георгиевский собор. 1892-1903 годы. Сестру коробило. Я более спокойно отношусь к таким вещам. Это есть. Наследие прошлого. Собор был построен на средства мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова , по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1904 году храм был освящён в честь святого Георгия Победоносца и украшен по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова («Страшный суд» и мозаика «О тебе радуется, Благодатная», выполненная известным петербургским мастером-мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым, частично сохранились до настоящего времени). Почти сразу после революции 17-го года он был закрыт, в период советской власти купол, колокольня и верхняя часть собора были снесены, долгое время собор занимали общественные организации и лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. В течение 11 лет в нем велись реставрационные работы. После их окончания в 1983 году в нем открыли Музей Хрусталя. Вот что внутри…


Такая красота.. Покажу, конечно, не всё.. То, что более всего понравилось.. Р. Васильев. Стеклянный букет. 1830 г. Стекло цветное, металл, дерево, выдувание, техника гутная, золочение межстенное, работа токарная.


Гутная техника – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувание в форму, свободное выдувание ( без форм), лепки и сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом весь цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи. Гута – от латинского gutta (капля). Так называли в Западной Европе и на Украине небольшие стекольные производства. В современном значении гута – часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий. Часть «Готического» сервиза. 1840-е годы. Стекло с синим нацветом, выдувание, шлифование.


Графины в «Русском стиле». 1880-е годы. Стекло бесцветное, выдувание, роспись эмалями.


Прибор для крюшона. Конец 19 века. Стекло цветное, выдувание, роспись золотом и эмалями.


Графин (красный). Последняя четверть 19 века. Хрусталь с нацветом золотого рубина, выдувание, грань «светлое растение».


Изделия с нацветом характерны тем, что состоят из двух (иногда трех) слоев стекла различного цвета. Прибор для крюшона. Начало 20 века. Хрусталь цветной, выдувание в форму, травление пантрографное, роспись золотом.


Пантографное травление отличается от обыкновенного только более сложным узором, который вычерчивают по слою с помощью особой машины — пантографа. При расценке посуды пантографное травление приравнивают к первой группе алмазной шлифовки. Фотографии в альбоме «Gus Hrust», автор wetrovosk на Яндекс.Фотках Вазы. Начало 20 века. Цветное стекло, выдувание, гутная техника.


Прибор для ликера. Начало 20 века. Цветное стекло, выдувание, роспись золотом и эмалями.


Интерьер столовой. Середина 19 века.


Декоративная пластика «Гимн стеклу». 1983.


Интерьер гостиной. Начало 20 века.


Хрусталь советского периода..)))


Вазы для цветов. 1930-е годы… Стекло с зеленым нацветом, выдувание, шелкотрафаретная печать.


Шелкотрафаретная печать (шелкография или просто трафаретная печать) – это один из способов печати на плоских поверхностях, методом нанесения «слоев» краски через специальные трафареты С.К. Пивоваров. Декоративный комплект «Петухи». 1968. Стекло бесцветное и цветное, выдувание в форму, гутная техника.


В.С. Муратов. Скульптуры «Птицы». 1970-1974. Стекло бесцветное и цветное, выдувание в форму, гутная техника.


А.В. Корнеева. Композиция «Прогулка». Хрусталь бесцветный и цветной, выдувание в форму, гутная техника, декорирование стеклянной крошкой, гранение.


Не сфоткала, что это. Знаю только, что советский период, техника — нацвет.


В.И. Касаткин. Композиция «Русь». Хрусталь бесцветный, выдувание в форму, резьба, алмазная грань.


Много у меня фоток.. Но показать их все? Нереально… Режим работы Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном: с 10- 18.00, кроме понедельника. Третий вторник каждого месяца — выходной день. Адрес Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном: ул. Калинина, д. 2 а, телефон (49241) 2-19-30.

Рубрики:Путешествия

Метки:
Гусь хрустальный Гусь хрустальный Музей хрусталя хрусталь из музея Музей хрусталя

Процитировано 1 раз Понравилось: 4 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 4
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось4
0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: