Покупка на 15 тысяч – наследие на миллионы: история и основные достопримечательности Подмосковного усадебного комплекса Абрамцево

История Абрамцева

Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.

С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.

Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.

Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.

В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.

Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.

Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:

В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В.Поленова, — М.А.), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело — школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию.

В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.

В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.

История музея

С 1843 года усадьба принадлежала С. Т. Аксакову. Он принимал у себя великих русских писателей, таких как Тургенев, Гоголь, Тютчев. Спустя 23 года усадьба перешла к русскому промышленнику С. И. Мамонтову. Он продолжил традиции бывшего хозяина дома. Но теперь постоянными гостями Абрамцево были не писатели, а художники. Среди них Репин, братья Васнецовы, Поленов, Нестеров и многие другие.

После Октябрьской революции усадьбу национализировали и превратили в музей. Причем первой хранительницей была дочь Мамонтова, Александра Саввична. Уже позже, в 1977 году музей-усадьба стал музеем-заповедником. В 90-е годы музей был назван объектом культуры федерального значения1.

Музей-заповедник Абрамцево
Абрамцево зимой

Достопримечательности усадьбы Абрамцево

Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.

Абрамцево, Людская
Людская

Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.

Абрамцево, Мастерская и Кухня
Мастерская и Кухня

Абрамцево, Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства
Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Абрамцево, Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства
Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Скамья Врубеля (начало ХХ века).

Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.

Абрамцево, Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье
Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье

Абрамцево, Мастерская. Аленушка
Мастерская. Аленушка

Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

Абрамцево. Реконструкция Усадебного дома
Реконструкция Усадебного дома

Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.

Абрамцево, Баня-теремок
Баня-теремок

Абрамцево, Баня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской
Баня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской

Абрамцево, Баня-теремок. Изразцовая печь
Баня-теремок. Изразцовая печь

«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.

Абрамцево, Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках

Абрамцево, Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках

Абрамцево, Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках

Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых
Церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас
Церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного

Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.

Абрамцево, дача Поленова
Дача Поленова

'Абрамцево, дача Поленова. Выставка
Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)Абрамево. Поленовская дача

'Абрамцево, дача Поленова. Выставка
Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)

Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».

Абрамцево, бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.
Бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.

'Абрамцево, выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной
Выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной «Колхозница»

Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.

Абрамцево, река Воря
Река Воря в Абрамцево

Савва Мамонтов и Абрамцево

С.Мамонтов был одним из тех удивительных людей, которые вырастали на русской земле в эпоху общественно-социальных перемен. Эти люди, являясь богатейшими промышленниками, купцами или фабрикантами, любили свою родину, отечественное искусство и занимались меценатством целенаправленно.

Савва — выходец из тобольской купеческой семьи, сын одного из основателей Московско-Ярославской железной дороги и организаторов первых нефтяных бакинских разработок – Ивана Мамонтова

. Закончив московскую гимназию и Горный институт в Петербурге, Савва активно участвовал в бизнесе отца при его жизни и после его смерти.

Портрет Саввы Мамонтова — работа Репина

Период ремонта и строительства

Через пять лет после женитьбы на купеческой дочери Елизавете Сапожниковой

, молодые супруги покупают Усадьбу Абрамцево, пришедшую к этому времени в явное запустение. Хотя можно было купить более дешевое и более солидное усадебное хозяйство, Мамонтовы остановили свой выбор именно на бывшей Аксаковской усадьбе, хранящей в памяти присутствие писательско-актерского контингента, приезжающего сюда к
«старику Аксакову»
.

С 1870 по 1880 годы

ремонт был проведен в основном доме усадьбы, полностью перестроились Людская и Кухня, среди дворовых построек появились сооружения амбара, сарая, ветряной водокачки. А чуть подальше каретный сарай с конюшней, и строения скотного двора. В бывшем фруктовом саду были оборудованы теплично-оранжерейные строения, где вырастали даже персики, присутствующие в интерьере знаменитой картины Серова «Девочка с персиками».

Отмеченные места оранжерейных строений в Усадьбе

Для нужд местного населения по инициативе Елизаветы Мамонтовой строятся больничный блок и школа

со столярной мастерской. Именно эта мастерская дала впоследствии начало знаменитому декоративному промыслу –
Кудринскойдеревянной резьбе
.

Была создана студийная Мастерская, где лепкой занимался и сам Савва Мамонтов. Вся усадебная территория была полем деятельности для десятков приезжающих в усадьбу художников. Здесь можно встретить Избушку на курьих ножках

(проект Васнецова) и
Спасскую церковь
– два строения, ставшие началом отечественного модерна.

Избушка на курьих ножках в Абрамцево

А к 1890 году

появилась гончарная мастерская, где созданием изразцовых печей вдохновенно занимался
М.Врубел
ь. Позже в ней налаживается производство майоликовых каминов, декоративной керамической посуды и скульптур.

Майоликовый камин М.Врубеля

Мамонтовский художественный кружок

Кроме созданий исключительно материального направления в Абрамцеве возникает уникальное духовное образование, названное впоследствии «Мамонтовский художественный кружок». Дело в том, что Савва с детства любил все виды искусства, посещал театральную студию А.Островского, учился петь в Милане, брал уроки рисования в Риме.

Тяга к искусству способствовала образованию вокруг Саввы широкого круга творческой интеллигенции

– художников, писателей, актеров, музыкантов. Все они охотно приходили в московский особняк промышленника, и еще более охотно посещали загородную Усадьбу Абрамцево.

Картина В.Поленова»На лодке»

В Абрамцево царила атмосфера свободного творчества, звучала музыка, ставились спектакли. Уникальность организаторских способностей Мамонтова состояла в том, что он умел находить таланты, вдохновлять их, предоставляя творческую свободу и ненавязчивую материальную помощь.

В близком взаимодействии художники мамонтовского кружка незаметно для себя черпали друг у друга идеи для дальнейшей деятельности. Так, например, Васнецов своим русско-народным направлением подтолкнул Елену Поленову

к изучению национального фольклора, что сделало ее одной из активнейших участниц создания
Музея декоративно-художественного творчества
и привело к последующей ее работе в абрамцевской дерево-резчицкой мастерской.

Члены мамонтовского кружка ощущали свою взаимосвязь и свое почти семейственное творческое гармоничное единение. Это было символичным продолжением «аксаковских суббот» и характерной особенностью существующего исторического периода.

Художник Поленов и Савва Мамонтов

После покупки и обустройства абрамцевской усадьбы многие знакомые художники пользовались мамонтовским гостеприимством и жили в усадьбе подолгу. Здесь они писали свои полотна, большая часть которых впоследствии стала признанными шедеврами отечественной школы живописи.

Среди картин, созданных в Абрамцево, особенно известны «Аленушка»

и
«Богатыри»
Васнецова, знаменитая «Девочка с персиками» Серова и множество полотен с изображением природы. Среди них картины
Репина
,
Коровина
,
Нестерова
, Врубеля, Поленова и других.

Серов «Девочка с персиками» — Вера Мамонтова

Девочкой с персиками стала 12-летняя Вера Мамонтова – дочь Саввы. Она же позировала Васнецову для его знаменитой Аленушки. А вот сын Саввы Андрей увековечен в образе Алеши Поповича в «Богатырях» В.Васнецова. Интересно, что вся пятеро детей Саввы Мамонтова назывались по порядку букв его имени

:
С
ергеем,
А
ндреем,
В
севолодом,
В
ерой и
А
лександрой. Кстати, именно последней дочери Мамонтовых — Александре впоследствии предстоит стать первым руководителем абрамцевского музейного комплекса.

Абрамцево-кудринская резьба

Благодаря неравнодушному участию мамонтовских кружковцев в Абрамцево появился уникальный народный промысел, известный и сегодня – Кудринская резьба по дереву.

Дело в том, что кружковцы и сами Мамонтовы начали собирать коллекцию изделий местного народного творчества, которая подтолкнула к идее переустройства созданной столярной мастерской в столярно-резчицкую.

Старинные экспонаты, собранные для абрамцевского фольклорного музея

Эта мастерская стала местом обучения и последующей работы для многих умельцев из ближайших населенных пунктов. Хотьковские, мутовские, кудринские, ахтырские умельцы получали здесь бесплатное

декоративно-художественное образование. Для них было организовано преподавание рисунка и живописи, давались навыки работы с резательными инструментами. Кстати, выпускникам мастерской по окончании учебы преподносился ценный
подарок
– набор инструментов.

Создание кудринского изделия в мастерской

Мамонтовские кружковцы очень поддерживали деятельность Абрамцевской мастерской. Ее художественный руководитель, сестра известного художника, основоположница стиля модерн – Елена Поленова

сама создавала многочисленные орнаментные эскизы, на основе которых выполнялась резная мебель и прочие бытовые предметы.

Резной буфет, выполненный по эскизам Е.Поленовой

Резную мебель из Абрамцево можно было приобрести в специальном московском магазине, и, несмотря на то, что она была не из дешевых, спрос на нее был довольно велик. Соединение фольклорных элементов крестьянского мастерства с современным направлением модерна

сделал абрамцевскую мебель довольно модным брендом среди зажиточной части больших городов.

Резная мебель абрамцевских мастеров

Один из выпускников абрамцевской мастерской — В.Ворносков

— впоследствии открыл собственное производство, которое переросло в уникальный народный промысел, известный как
Кудринская резьба
. Работы этой артели имели свой собственный стиль и подчерк, удачно сочетая плоскорельефные и геометрические растительные орнаменты.

Декоративное изделие в технике кудринской резьбы

После революции бывшая ворносковская артель переросла в крупное предприятие с более чем сотней работников. Это предприятие участвовало в многочисленных отечественных и зарубежных выставках, получая на них награды и дипломы. Сегодня кудринское производство перенесено в Хотьково

, где под него создана
Фабрика художественных изделий
, а в Абрамцевском художественно-промышленном колледже им. В.Васнецова готовят мастеров для этой фабрики.

Подробнее про достопримечательности Абрамцево

♦ Абрамцево: Мастерская и Кухня ♦ Абрамцево: дача Поленова и выставка художников ХХ века ♦ Баня-теремок в Абрамцево: там, где живет сказка ♦ Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: сказочный храм в лесу ♦ Абрамцево: Избушка на курьих ножках, парк и река Воря

Время работы музея-заповедника Абрамцево

Музей-заповедник работает в летнее время (с 1 апреля) с 10.00 до 18.00 (экспозиции), с 10.00 до 19.30 (парк). В зимнее время с 10.00 до 16.00 (экспозиции), с 10.00 до 16.30 (парк). Выходные дни: понедельник, вторник (парк работает). Санитарный день: последний четверг каждого месяца (парк работает).

Посещение Главного усадебного дома — только в сопровождении экскурсии. Количество мест в экскурсионной группе ограничено.

Стоимость билетов. Полная стоимость Единого билета без посещения Главного усадебного дома — 550 рублей, льготная — 320 рублей. Полная стоимость Единого билета с посещением Главного усадебного дома — 800 рублей, льготная — 470 рублей.

Происхождение названия Абрамцево

Конечно же, Абрамцево не было первоначальным наименованием. Согласно летописям 16 в., эту территорию величали «Обрамково» от древнерусского «обрамок» (в обрамлении леса). Поместье, в тех веках, давали временно, на период службы. Первым, из известных по документам владельцем, был Волынский.

Обрамково – довольно непривычное нашему слуху звучание, более похожее по смыслу словам «обрамлять» или «ограничивать». Спасаясь от Орды, люди уходили в глухие уголки, чаще всего это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности Обрамково, которое позднее, в начале 19 века стало называться Абрамцево.

В 18 в. усадьба переходит Ф. И. Головину. После 20-летней службы во флоте Федор Иванович переезжает жить в Абрамково (очередное название села) на постоянной основе и почти 50 лет своей жизни проводит в гордом одиночестве. Он вышел в отставку в возрасте 52 лет в чине гардемарина и прожил около 100 лет.

Все эти годы занимается благоустройством и многое из того, что он сделал, дошло до наших дней. Деревянный дом представляет собой редкий пример деревянного классицизма 18 в., сохранившийся сегодня. Точно сказать, когда произошло окончательное переименование усадьбы, сложно, но уже в 1797 г. село называется Абрамцево. В это время им владеет Молчанов.


Усадебный дом

Как доехать?

Адрес: 141352, Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение «Хотьково», с. Абрамцево, ул. Музейная, д.1. Телефоны, (496) 543-02-78. Отдел художественных ремесел в г. Хотькове — (496) 543-07-67.

На электричке: из Москвы с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») на Сергиев Посад или Александров до станции «Абрамцево», далее пешком по лесной дорожке.

На автомобиле: ехать по Ярославскому шоссе до поворота на Лешково и Радонеж, далее до Хотьково, поворот на Абрамцево и по главной дороге до Музея-заповедника.

Официальный сайт: https://www.abramtsevo.net/

Резьба-кудринка: Илья Репин и Василий Поленов


Мастерская в Абрамцево. Фотография: Irina Kruskop / фотобанк «Лори»


Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net


Изделие абрамцевских мастерских, выполненное по эскизам Елены Поленовой. Фотография: abramtsevo.net

В 1882 году Илья Репин и Василий Поленов нашли в соседней с Абрамцево деревне Репихово резную подкарнизную доску. На ней в окружении волнистых побегов были изображены декоративные розетки, цветы и ягоды. Мягкие изящные линии и простая техника вдохновили художников на создание нового вида деревянной резьбы. Ее стали называть абрамцево-кудринской или попросту кудринкой. Вскоре рядом с имением появилась столярно-резчицкая мастерская. В 1936 году абрамцевские мастера оформили вход на выставку народного искусства в Третьяковской галерее, а в 1937-м на Международной выставке в Париже была представлена целая коллекция деревянных изделий, украшенных кудринской резьбой.

Музей-заповедник «Абрамцево» на карте

Хотите узнать больше о Китае? Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

© Сайт «Дорогами Срединного пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

«Абрамцево. Искусство ХХ века» – уникальная постоянная экспозиция музея-заповедника

Усадьба Абрамцево, как уже было сказано, является настоящим собранием уникальных творений изобразительного искусства XX века. Постоянная экспозиция, которая так и называется – «Абрамцево. Искусство ХХ века» – была впервые открыта для ценителей художественного творчества в 1971 году и размещалась в здании бывшего лечебного корпуса здешнего санаторного комплекса. Красивейшее здание, выполненное в псевдоклассическом стиле, было воздвигнуто в 1938 году напротив основного усадебного дома. Сама же экспозиция главным образом посвящена творчеству художников, входящих в состав содружества «Бубновый валет». Многие представители этой организации жили и творили в так называемом Поселке художников, который был основан в 1930-х годах на другом берегу Вори, в непосредственной близости от усадьбы Абрамцево.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: