Где находится Ливадийский дворец на карте
Он располагается на территории Большой Ялты, в курортном поселке Ливадия, что немного к югу от курортной жемчужины Крыма. Окружает дворец завораживающей красоты парк, наполненный разнообразнейшими красотами. В частности, тут можно осмотреть памятники Александру III, Химере, Джалите, скульптурную композицию «Сталин, Рузвельт и Черчилль», несколько фонтанов, в том числе Мавританский. Здесь же вы сможете посетить Крестовоздвиженскую церковь. Отсюда же стартует прославленная Солнечная, или Царская тропа, ведущая в поселок Гаспра, минуя Ореанду и Курпаты.
Ливадийский дворцовый комплекс: описание
Ливадийский музейный дворцово-парковый комплекс включает в себя ряд построек – сам Большой Белый дворец, Крестовоздвиженская (семейная царская) церковь, пажеский или свитский корпус, дворец барона Фредерикса.
Все это великолепие находится на территории роскошного старинного Ливадийского парка площадью 40 га. А также отсюда берет начало легендарная Царская тропа.
Дворец, над проектом которого трудился Н. Краснов, по заказу Николая II создавался в стиле итальянского ренессанса с нотками модернизма и историзма. Кроме того, главное здание летнего большого дворца должно было гармонично вписаться в ландшафт и уже существующие постройки, быть «легким», праздничным и наполненным солнечным светом.
Так, Н. Краснов принимает решение использовать в строительстве светлый инкерманский известняк и каррарский мрамор, возвести большие окна, колоннады, но не перегружать декором фасады дворца.
А чтобы дворец был светлым изнутри кроме внутреннего итальянского дворика был создан еще один – арабский, который выполнял роль декоративного, не имел выхода, но давал дополнительное натуральное освещение.
История Ливадийского дворца
Греческая усадьба
Дом Романовых – не первые владельцы имения. Екатерина II пожаловала участок земли некоему Ламбросу Кацонису – греку на русской службе. Предположительно именно он и дал своей собственности греческое название «Ливадия» – от слова «луг» (действительно, природных лужаек в окрестностях было немало).
От первого владельца усадьба перешла к Ф. Револиоти, создавшему на ее территории виноградное хозяйство, а уж у него в 1834 году ее приобрел граф Л.С. Потоцкий. Он не поскупился, заплатив за покупку 150 тыс. рублей (гигантские для того времени деньги).
Не пожалел хозяин и средств на благоустройство – заложил парк, а архитектор Ф.Ф. Эльсон построил для него роскошный дом. Но потом процветающее имение привлекло внимание императора – Александр II подыскивал место, которое можно было бы превратить в нечто вроде санатория для его больной туберкулезом жены. В 1861 году владение Потоцкого было выкуплено казной. Начался императорский период истории Ливадии.
Император снова начал стройку – его дом Потоцкого не устроил. И.А. Монигетти, а затем А.Г. Венсан перестроили дом Потоцкого, построили отдельный дворец для наследника престола и прочих царских родственников, Свитский дом, Крестовоздвиженскую церковь и еще ряд зданий. В 1867 году царь принял здесь американскую делегацию, в состав которой входил писатель Марк Твен. Его Величество лично провел гостям экскурсию по своим владениям.
В виде, обретенном при батюшке, имение очень нравилось императору Александру III, который и умер здесь в 1894 г. Впрочем, этот царь предпочитал жить во дворце наследника, а главное здание использовал для официальных целей (он очень не любил больших помещений, предпочитая маленькие комнаты и низкие потолки).
Но увидеть сейчас комплекс, нравившийся Александру III, мы не сможем. В 1909 году были обнаружены грибковые поражения в Большом дворце. Да и вообще, новому императору Николаю II и его жене это строение не приглянулось. В 1910 году старый Большой дворец был снесен. По проекту Н.П. Краснова за 17 месяцев на его месте появилось новое здание, прозванное из-за цвета камня Белым дворцом.
Оно-то и является центром современного ансамбля. Заодно с ним в составе комплекса появился дворец министра двора, барона Фредерикса. Николай II с семейством отдыхал в новом комплексе лишь четыре сезона. В 1914 г. началась мировая война и царская родня перестала ездить в Ливадию, опасаясь диверсий с моря.
Место для оздоровления и дипломатии
В 1917 г. произошла революция и судьба Ливадии кардинально переменилась. В 1918 г. ее заняли немцы, старательно «подчистившие» царские ценности. Советская же история дворца – это рассказ о том, как здравницы сменялись дипломатией и наоборот.
В 1925 г. бывшая царская резиденция была превращена в санаторий для больных туберкулезом, преимущественно крестьян. Пациенты тут не только лечились, но и учились – работали курсы ликвидации безграмотности, читались лекции по истории, экономике, политике, а также агрономии и другим сельскохозяйственным дисциплинам. Перед отдыхающими выступали Маяковский и Горький. В 1931 г. санаторий преобразовали в климатологический комплекс более широкого профиля.
Гитлеровцы во время оккупации ограбили комплекс нещадно – были вывезены как исторические ценности, так и лечебное оборудование санатория. При отступлении оккупанты подорвали дворец наследника.
Однако советское руководство обеспечило настолько быстрое восстановление, что в феврале 1945 г. Ливадия стала основной площадкой для проведения Ялтинской конференции лидеров стран антифашистской коалиции. И.В. Сталин разместил высоких гостей в лучших крымских дворцах.
В Ливадии поселился президент Ф.Д. Рузвельт и поэтому все переговоры проходили тоже здесь (американский лидер, инвалид-колясочник, был плохо приспособлен для поездок по послевоенным крымским дорогам). На территории комплекса сделано знаменитое фото глав трех союзных государств.
В 1953 г. снова заработал Ливадийский санаторий, но с 1974 г. на территории комплекса начал работать музей, рассказывающий о Ялтинской конференции (параллельно с курортным учреждением). Официальный музейный статус комплекс «Ливадия» получил только в 1993 г. (санаторий и сейчас существует, но в других помещениях).
Новейшая история
Однако фактически «чистым» музеем дворец так и не стал. Да, в нем есть общедоступные постоянно действующие экспозиции. Но одновременно его используют для проведения разного рода государственных мероприятий. Ливадийский дворец – традиционная площадка для встреч на уровне глав государств. С 2004 по 2014 гг. в нем проводились конференции «Ялтинская Европейская Стратегия».
В начале века дворцу потребовался серьезный ремонт. Оползневые процессы вызвали просадку грунта, в стенах многих помещений появились трещины. Только после крупного скандала в прессе были выделены деньги на ремонт и профилактические противооползневые мероприятия.
Дворец до сих пор периодически используется для проведения государственных встреч. В остальное время – это музей, памятник федерального значения. Побывать в Ливадийском парке и осмотреть дворец снаружи можно свободно, но для посещения внутренних помещений установлены довольно строгие правила.
Как изменилась резиденция при Николае II
В общем-то, Николай II после коронации занимался в Ливадии тем же, чем и его предшественники – отдыхал вместе с семьей в благоприятный сезон, да и посещал-то свою резиденцию он не так часто.
Но при нем обветшалый дворец был разобран, а на его месте выстроен тот, который мы и видим по сей день.
Как мы знаем, поручил император это дело лучшему архитектору – Н. Краснову, который создал идеальный дворцовый комплекс.
И если внешний вид дворца может кому-то показаться слишком простым для царского поместья, то попав внутрь, можно потерять дар речи.
Величественные парадные залы, неповторимые камины, индивидуальный интерьер и дизайн каждой из комнат, сочетание дорогих и редких материалов, удивительные орнаменты и мозаики, оригинальная резьба и скульптуры – всюду чувствуется некая торжественность и безупречный вкус.
Особенности архитектуры и убранства
Ливадийский дворец в Крыму построен из инкерманского камня, что и обусловило его название – Белый. Формально он представляет архитектурное направление, именуемое неоренессансом. Однако в начале ХХ века в России в моде было смешение стилей, Н.П. Краснов применил тот же подход при строительстве в Ливадии.
Общие линии здания действительно напоминают знаменитые дворцы Флоренции. Однако среди декоративных элементов есть и колонны в античном стиле. У особняка также два дворика. Один из них – итальянский, что вполне логично, если следовать духу Ренессанса.
Но зато второй выдержан в мавританском стиле, что уже вроде как из другой оперы. При этом гулять и дышать воздухом полагалось только в первом дворике – мавританскому следовало служить просто эстетическим объектом и заодно световой шахтой. Итальянский дворик окружает галерея с колоннами, где установлены мраморные диванчики – можно посидеть и подышать свежим воздухом.
Интерьеры дворца представляют собой такую же эклектику. В нем 58 комнат, оформленных по-разному. Там можно найти ренессанс, барокко, стиль Тюдоров, ар-нуво, модерн и множество других стилистических направлений. Естественно, в каждом случае каноны стилистики приспосабливались под назначение помещения и вкусы предполагаемого обитателя.
Посетители сегодня могут осмотреть лишь незначительную часть помещений. Но там по возможности восстановлена обстановка, существовавшая в важные исторические периоды. Также осмотр даже этого ограниченного количества комнат позволяет оценить богатство и разнообразие интерьеров Ливадии.
Детали оформления демонстрируют посетителям особенные вкусы и мировоззрение царственных обитателей дворца. Так, в интерьерах можно видеть огромное количество икон и иконок – при Николае II их насчитывалось до 750 штук.
Но с этим символом религиозности соседствуют атрибуты суеверия – подковы. По поверью, они приносят удачу и отгоняют разную нечисть. Историческая легенда гласит, что традицию украшать помещения в Ливадии подковами заложил Александр III.
Вскоре после свадьбы он и его супруга во время прогулки нашли сразу две средневековые татарские подковы – одну он, другую она. Подковы вделали в пол супружеской спальни – на счастье (и супружеская жизнь предпоследнего Романова удалась, он любил жену, был примерным, верным мужем и пользовался взаимностью). Отгонять нечисть призваны и скульптуры-химеры.
Фото внутри Ливадийского дворца
Ливадийский музей: два в одном
Сегодня на первом этаже дворца расположены музейные экспозиции. Их две, хотя интерьер помещения поневоле объединяет несоединимое. Первая тема – история дома Романовых и их пребывание в Ливадии. Под выставку отведены личные помещения царской семьи.
Сюда же можно отнести постоянно действующие выставки «Царская охота» и «Моя история. Романовы». Вторая тема – Ялтинская конференция 1945 года. Под эту экспозицию отведены те помещения, которые занимал в то время Ф.Д. Рузвельт и где проходили заседания конференции.
Царская экспозиция
Рабочий кабинет Николая II реконструирован условно (подлинная обстановка не сохранилась). Царь выбрал для этой комнаты стиль модерн. В кабинете хранится уникальная вещь – ковер, на котором изображен сам Николай II с женой и сыном. Это был подарок персидского шаха по случаю 300-летия дома Романовых. У ковра истинно детективная биография – он пропал после революции, а позже всплыл на одном из аукционов предметов старины в Европе.
Кабинет императрицы оформлен в стиле ар-нуво. Это было важное место, ибо известно, что супруга Николая II даже слишком активно вмешивалась в государственные дела. В кабинете имеется оригинальный камин, облицованный плиткой.
Гостиная царицы использовалась ею скорей в качестве официальной приемной государственного деятеля. Обстановка этого помещения также реконструирована, ибо из оригинальной мебели до наших дней дожил единственный шкаф.
В спальне царствующей четы собрана коллекция икон. Не следует удивляться – так было и при их жизни.
Малая столовая служила обычно местом сбора членов царской семьи (официальные обеды проводились в других помещениях). Кроме предметов интерьера и подлинной повседневной царской посуды, в этом помещении собраны любительские фотографии, сделанные членами рода Романовых (были среди них и поклонники такого экзотического на то время хобби).
Очень интересным помещением является классная комната, где учились дочери последнего императора. В ней представлены редкие образцы документов – детские рисунки и письма царевен. Считается также, что надпись на установленной в помещении классной доске сделана рукой одной из них и сохранилась с тех пор.
Экскурсанты могут посетить также императорскую библиотеку – помещение, выдержанное в духе минимализма. Стеллажи для книг изготовлены из красного дерева, а стены украшают полотна известных русских художников.
Выставка «Моя история. Романовы» посвящена 300-летию правящего дома, отмечавшемуся с большой торжественностью в 1913 г. Еще интереснее выставка «Царская охота», где представлены живописные полотна на охотничью тематику, а также фото последнего царя за этим аристократическим занятием. Современные защитники природы категорически не одобрили бы Николая II – охота была его любимым развлечением и живую природу царь уничтожал весьма результативно. В коридорах дворца можно видеть кое-что из его трофеев.
Встреча «Большой тройки»
Вторая часть музейной экспозиции рассказывает о Ялтинской конференции 1945 года и о пребывании в Ливадии Франклина Рузвельта. Американский президент занимал бывшие царские ожидательную (то есть комнату, где придворные ждали высочайшей аудиенции), приемную и бильярдную.
Самый приметный элемент декора ожидательной – камин редчайшего зеленого мрамора. Там висит также прекрасная венецианская люстра. Рузвельт использовал комнату почти по прямому назначению – там была его приемная.
В подлинной же царской приемной американский лидер устраивался на ночлег – там ему обустроили спальню. Советское руководство постаралось обеспечить высокому гостю с ограниченными физическими возможностями максимум комфорта. В декоре приемной использованы ценные вазы мейсенского фарфора.
Обстановка бильярдной отображает интерьер как раз 1945 года, ибо вот это-то помещение использовалось не по назначению. У Рузвельта тут была столовая. В этой комнате очень красивый расписной потолок и оригинальные панели каштанового дерева на стенах.
В Ливадии проходили и все основные рабочие моменты конференции. Разного рода подготовительные действия и совещания помощников проходили в вестибюле – огромном помещении во вкусе эпохи Возрождения. Его потолок украшен богатой лепниной и позолотой.
Для работы приспособили и другие дворцовые залы, а пленарные заседания проходили в Белом зале. В царское время это была парадная столовая для официальных обедов. Ныне интерьер Белого зала напоминает более о конференции и посвящен именно ей. В его декоре присутствуют элементы из редкостного каррарского мрамора.
Истории встречи «Большой тройки» посвящена и мемориальная библиотека, в которой представлены некоторые экземпляры из личных коллекций американского и британского лидеров, а также различные издания их собственных произведений (кто не знает – У. Черчилль, кроме прочего, был нобелевским лауреатом по литературе).
Правила посещения и экскурсии
Посещение Ливадийского дворца требует от любопытствующих определенной дисциплинированности. Жесткие требования понятны, если подумать о ценности памятника.
Самостоятельно можно только осмотреть снаружи здание дворца, а также увидеть расположенные рядом достопримечательности – памятники лидерам «Большой тройки» и императорам Александру III и Николаю II. Экспозицию же внутри помещений можно посетить только с экскурсией. Правом на скидку при оплате билета пользуются студенты и пенсионеры (по предъявлении документа). Дети до 16 лет проходят и вовсе бесплатно.
Есть нюанс и в расписании работы музея. Он работает 5 дней в неделю, но у него необычные выходные – понедельник и среда. Нужно учитывать и то, что иногда дворец может быть вообще закрыт для посещения экскурсантами из-за проведения там каких-то правительственных мероприятий.
Выбирайте — Экскурсии в Ялте
Экскурсии во дворце проводятся по двум основным темам: династия Романовых и Ялтинская конференция. В программу обеих экскурсий входит и осмотр прилегающей территории, а также императорской Крестовоздвиженской церкви, где установлена колонна, привезенная с мест боев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Кроме собственно экспонатов, экскурсоводы задействуют в работе видеоматериалы, так что жалеть потраченных денег не придется – экскурсия весьма познавательна. Посещение экспозиции, посвященной 300-летию династии Романовых, оплачивается отдельно. Отзывы всегда высоко оценивают работу ливадийских экскурсоводов – кого попало сюда не берут.
Интересные факты
В 2015 году на территории Ливадийского парка был установлен памятник Николаю II, а в конце 2021 куда более грандиозный монумент Александру III.
Ливадийский дворец и парк мы можем с вами видеть во многих художественных кинофильмах – «Овод», «Возвращение резидента», «Собака на сене», «Отелло», «Анна Каренина».
Говорят, на территории парка во время подготовки к Ялтинской конференции где-то была закопана античная статуя обнаженного юноши. Чем-то статуя не понравилась организаторам, и поступил приказ скрыть ее с глаз.
А потом про нее благополучно забыли.
Кинокамеры в Ливадии
Благодаря красоте и архитектурной многогранности Ливадия неоднократно привлекала внимание кинематографистов. Впервые дворец попал на экраны еще в царское время – в пропагандистских роликах, посвященных 300-летию дома Романовых. Это были документальные съемки. Существуют документальные кадры и с Ялтинской конференции. Но это все – редкости, известные далеко не каждому.
Но Ливадийский дворец использовался в качестве декорации и при съемках художественных фильмов. И эти ленты пользовались широкой известностью и любовью зрителей.
Особенно «урожайным» оказался далекий 1955-й год, когда вышли сразу три «ливадийских» ленты: «Овод», «Отелло» и «Двенадцатая ночь». Последний из них был первой в истории советского кинематографа экранизацией произведения великого англичанина. Во всех трех случаях Ливадии пришлось изображать Италию. Неудивительно, что при этом чаще прочего в кадре оказывался итальянский дворик с его галереей.
В 1967 году на экраны вышла «Анна Каренина». Там снова появлялись галерея итальянского дворика с мраморными диванчиками, а также лестницы и некоторые другие участки дворцовой территории. Ливадии снова пришлось играть Италию.
Но более всего «повезло» дворцу в 1977 г. во время съемок «Собаки на сене». Все натурные кадры этой картины снимались либо во дворце, либо в Ливадийском парке. Зрителям показывают все тот же итальянский дворик (включая его уникальную кованую решетку), виды из дворцовых окон и почти обязательные мраморные диванчики галереи.
При этом во всех случаях картина получалась настолько убедительной, что кинозрители, не бывавшие в Ливадии, вовсе ничего не заподозрили. И только тогда, когда им выпадал случай попасть сюда, с удивлением начинали узнавать знакомые по экрану места.
Читайте — Какие фильмы снимали в Крыму
Судьба дворца после свержения царской власти
Сразу же после событий 1917 года Ливадийский дворец использовался, как земледельческое управление. До 1919 года дворец подвергался нападкам и дележу со стороны немцев и белогвардейцев. После национализации здесь был санаторий для рабочих и крестьян.
Самым впечатляющим событием в Ливадии остается встреча трех мировых лидеров на Ялтинской конференции. Проходила она в феврале 1945 года в Ливадийском дворце.
На память об этом мероприятии на территории парка установлен памятник, а во дворце вас ожидает целая экспозиция и подробный рассказ экскурсовода.
Далее, вплоть до 1974 года Ливадийский дворец оставался санаторным заведением. С 1993 года дворцово-парковый ансамбль был открыт, как музей. Подробности из жизни Романовых стали освещаться еще позже, тогда и появилась экспозиция в их честь.
Как добраться до Ливадийского дворца из Ялты
В полукилометре от дворца располагается сразу две остановки городского транспорта – «Ливадия» (маршрутки №№ 107, 128 и 142) и «Городская больница» (автобусы №№ 11, 102 и 115).
Из Ялты также достаточно просто проехать до достопримечательности можно на автомобиле, вот маршрут на карте:
А так до дворца Ливадия добираются на машине от Алушты (тоже весьма востребованный маршрут):
Контактная информация
- Адрес: улица Батурина, 44а, пгт Ливадия, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 467734, 34.143594.
- Телефоны: +7-3654-31-55-81, +7-978-761-81-71, +7-3654-31-55-79.
- Официальный сайт в интернете: https://ливадийский-дворец.рф/
- Группа в ВКонтакте: https://vk.com/livadiapalace
- Страница в Фейсбуке: https://localhost/LivadiaPalace
- Профиль в Инстаграм: https://localhost/livadia_palace
- Электронная почта
- Режим работы (график): с 10:00 до 18:00, выходные – среда и понедельник.
- Цены на билеты: 400 рублей, для льготников – 250 руб.
Являясь одной из известнейших достопримечательностей Ялты, Ливадийский дворец известен не только в Крыму и России, но и во всем мире. В нем соединены прекрасная архитектура, интереснейшая история и неизбежная загадочность кинематографической декорации. Как следствие, на отсутствие посетителей бывшей царской южной резиденции жаловаться никогда не придется. Остается лишь надеяться на то, что плата за билеты в основном пойдет на сохранение этого замечательного места и пополнение интереснейших музейных коллекций. В заключение предлагаем посмотреть видео-прогулку по дворцу, приятного просмотра!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Дворцовые выставки
Сегодня в дворцовых залах проводятся выставочные мероприятия: постоянного типа, периодические и виртуальные. Регулярно действующая выставка посвящена любимому занятию царского семейства – охоте. Место, называемое «Царским солярием» так же входит в экспозицию постоянной выставки. Подняться в «солярий» можно по винтовой лестнице. Отсюда открываются потрясающие виды на Ялтинский амфитеатр, бухту, парковую зону.
Временные выставки тематического типа посвящены разным временам года и событиям. Это может быть «Весеннее настроение» в мае или «Крымская весна 1944» (проводится в апреле). С июня по октябрь действует выставка «Крымская коллекция» из исторического музея в Санкт-Петербурге. В июле проходит «История музея первого дворца Ливадии».
Виртуальную выставку можно увидеть на официальном сайте музея Ливадийского дворца. Адрес главной достопримечательности Ялты и сайт ниже. Особое внимание все же я бы рекомендовал уделить музейным залам дворца.
Ливадийский дворец