Достопримечательности Гжели: обзор, фото и описание

Из истории села

Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.

В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.

С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.

В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.

О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.

село гжель

Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.

На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.

Общие сведения о селе

Перед тем как отправляться изучать достопримечательности Гжели в Московской области, необходимо кратко ознакомиться с фактами из истории этого населённого пункта, посмотреть его расположение на карте и выбрать наиболее подходящий способ добраться до него.

Гжель — это село в Раменском районе Московской области.

Гжель — это село в Раменском районе Московской области. Оно находится на расстоянии 60 км от Москвы на реке Гжелка, которая является притоком Москвы-реки.

В этих местах находятся большие залежи глины, поэтому многие жители села связаны с её добычей или обработкой. По данным на 2010 год население этого населенного пункта составляло 1006 человек.

Своё название село получило от старославянского слова «жгель», которое означает «жечь» или «обжигать». Первые упоминания об этом населённом пункте датированы XIV веком, когда князь московский Иван Калита указал посёлок в своей духовной грамоте.

После смерти великого правителя село несколько раз меняло своего владельца и доставалась высокопоставленным людям по наследству. В XVII веке Гжель вошла в состав Московского уезда, в XVIII — Бронницкого.

В начале XIX века местный фарфоровый промысел приобрёл известность и стал одним из главных источников дохода населения. В то время гжельцы изготавливали керамические игрушки, посуду и другие полезные изделия. Через несколько десятилетий народные умельцы начали производство фарфоровых украшений, имеющих оригинальный вид и оформленных в уникальном стиле.

Поселение расположено недалеко от Москвы, поэтому добраться до него будет просто. Лучше всего использовать личный транспорт, на котором нужно ехать по Егорьевскому шоссе либо по трассе А-107. В первом случае можно добраться до центральной улицы Гжели, а во втором — до западной окраины села.

Люди, не имеющие автомобиля, могут доехать до пункта назначения на автобусе, который ходит по маршруту Раменское — Речицы. Среди других вариантов большой популярностью пользуется железная дорога. Если отправляться по Казанскому направлению, то нужно будет сходить с электрички на станции «55-й км». От неё придётся идти до села пешком около полутора километров.

Развитие гончарного производства

Прежде чем рассказать о том, что входит в экскурсионную программу, стоит вспомнить, с чего начинается история гжельской посуды.

Почти все обитатели тридцати окрестных деревень уже в XVIII веке были задействованы в гончарном деле. Они изготавливали чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда. На Гжельском фарфоровом заводе сегодня производят различную продукцию. Не только кухонную утварь, но и различного рода сувениры. Но гжельская посуда ранее не была предметом роскоши. Она предназначалась для трактиров, постоялых дворов, домашнего обихода.

Примерно в 1800 году был основан первый фарфоровый завод. К концу столетия таких предприятий появилась более ста. В начале XIX века мастера начали наносить на посуду причудливые узоры кобальтовой краской.

Гжель знавала всякие времена. Были в ее истории и взлеты, и падения. После революции народный промысел исчез полностью. Возродился он лишь в послевоенные годы. Тогда и появилась та самая гжель, которую сегодня узнают во всем мире.

посуда гжель

История Гжели

Всего в 60 км к юго-востоку от Москвы есть уникальное место с кратким названием, известным каждому, — Гжель. Исторически под этим названием подразумевается не город, не деревня (хотя деревня с таким названием тоже имеется), а регион, издавна славившийся залежами высококачественной глины. Почти СЕМЬ веков здесь трудятся мастера и ремесленники. Традиции промысла, переходящие из поколения в поколение, талант мастеров, приносивших в каждую эпоху что-то новое, создали бренд под названием «Гжель», который сейчас известен во всем мире.

Первое упоминание о Гжели как о местности относится к XIV веку: оно встречается в духовной грамоте, т. е. завещании Ивана Калиты 1328 года. О чем говорит этот факт? Он говорит о том, что в то время уже существовала волость с названием, которое отражало основное занятие населения: в слове «гжель» угадывается глагол «жечь», «обжигать глину». Благодаря уникальным месторождениям местных глин, выходящих на поверхность, гончарным производством здесь занимались со времени первых поселений людей. Но вопрос в том, когда мелкие промыслы, рассыпанные по деревням, стали основным занятием населения и это нашло отражение в названии целой волости? Можно предположить, что стимулом для развития гончарного производства послужило присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение (1318 г.). Археологические раскопки на территории Гжели подтвердили существование развитого керамического промысла в то время.

Начиная с Ивана Калиты, на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

В середине XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель стала эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России. Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права (Гжель принадлежала императорскому двору). Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России.

Кроме того, она давала ту творческую энергию, тот творческий импульс, который некоторые мастера использовали для создания своего собственного производства. Так, отцы-основатели империи «Кузнецовского фарфора» были родом из Гжели.

Гжельские мастера на протяжении веков находились в постоянном поиске новых технологий и художественных решений. Привычная нам бело-синяя роспись появилась сравнительно недавно – в середине прошлого века. До этого большой популярностью пользовалась майоликовая посуда с цветной росписью. Яркие, сочные цвета радовали глаз, но… недолго. Глазурованная глина, обожженная при низких температурах, не отличалась долговечностью.

При Петре I в Россию из Голландии пришла мода на сине-белую роспись на фаянсе. Знаменитый дельфтский фаянс пришелся по вкусу и гжельским мастерам. Использовав идею, они привнесли в нее свое, русское содержание, сделав уже тогда бело-синюю роспись своим стилем. Так когда-то поступили и голландские мастера: позаимствовав идею у китайцев, они выработали свой стиль.

Расцвет гжельского художественного промысла пришелся на вторую половину XVIII — первую половину XIX вв. В начале XIX века в Гжели появляются фарфоро-фаянсовые предприятия. Первый крупный фарфоровый завод был основан в деревне Ново-Харитоново в 1810 г. местным кузнецом Яковом Васильевичем с сыновьями Терентием и Анисимом, позднее принявшими фамилию Кузнецовых и основавших известную династию фарфоровых королей.

В 1814-1820 гг. насчитывалось уже более 30 производств, где фаянсовые изделия расписывали синим декором и наряду с этим выпускали фарфоровую тонкую посуду с цветной надглазурной росписью. К середине века о Гжели ходила слава как о «русском Стаффоршире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром Англии. Изделия этого периода можно увидеть в крупнейших музеях страны – в Историческом, Русском, в Эрмитаже, а также в музее Объединение Гжель.

Промышленный переворот в России, с его переходом от ручного труда к машинной индустрии, вызвал общий экономический подъем во второй половине XIX века, но одновременно фактически погубил гжельский народный художественный промысел с его ручной формовкой и росписью. Предприятия массово переходили на выпуск технического фарфора для фармацевтической и электротехнической промышленности. Забывались и терялись многие секреты и тонкости художественного ремесла.

Три войны первой половины ХХ века, разруха, отсутствие топлива и сырья, казалось, окончательно похоронили художественные традиции гжельского промысла. Но Гжель как птица Феникс возродилась из пепла в середине ХХ века.

Современный этап развития гжельской керамики начался в трудное послевоенное время, с конца 40-х годов ΧΧ в. Тогда два подвижника – Н.И.Бессарабова и А.Б.Салтыков – на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью. Их начинание подхватила и продолжила плеяда талантливых художников, впоследствии ставших классиками современного гжельского стиля – Т.С.Дунашова, Л.П.Азарова, З.И.Окулова и другие.

Сине-белая роспись удачно вписалась в культурный код русской ментальности – сочетание синего неба, белых церквей и золотых куполов (в современной гжельской росписи часто используется золочение). Но главный стилеобразующий элемент – это , способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.

В наши дни художники и мастера «Объединения Гжель» являются истинными носителями гжельских традиций. Многие из них представители гжельских династий. Они закрепили и, в то же время, привнесли много нового в художественный образ промысла. И сегодня их изделия представляют классическую основу и образец настоящего мастерства.

«Синь России»

Расцвет народного промысла в Гжели пришелся на восьмидесятые годы прошлого столетия. Здесь началось масштабное изготовление произведений по старинным рецептам. Конечно, использованием современной техники. Историки предполагают, что именно на месте , основанного в 1989 году, несколько веков назад находилась небольшая фабрика по изготовлению гончарных изделий.

Предприятие ведет выставочную деятельность, участвует в российских и международных выставках.

гжель роспись

С чего все начинается?

Изготовление гжельских изделий – процесс довольно трудоемкий. Он происходит в несколько этапов. Красота рождается в воображении художника, который карандашом делает набросок на бумаге и расписывает его задуманным узором. Затем из пластилина делается модель, по которой отливают гипсовую форму. Замысел художника часто меняется в процессе работы. Ему нередко приходится что-то менять, особенно если речь идет о таких предметах посуды, как чайник, кофейник. Ведь они должны быть не только красивыми, но и удобными.

↑ Гжельская керамика 18 — 19 в.

↑ Майолика

В 1724 году на окраине Москвы, на дороге, ведущей в Гжель, была создана первая частная керамическая фабрика Афанасия Гребенщикова, производящая так называемые продукты Зенина, вероятно, полученные из Китая. Это были большие пористые майолики из красочной эмалированной глины. Гжельские гончары доставили Гребенщикову глину и изготовляли изделия на его заводе, где они одновременно изучали технологический процесс. Первоначально завод специализировался на табачных трубках и плитках, а затем на столовой посуде и на отдельных небольших скульптурах.


После смерти Гребенщикова (1757) производство пережило упадок и прекратило свое существование в 1770 году. Но в то время в районе Гжеля уже были независимые мастерские майолики, производство которых в России было очень востребованным. Изделия майолики можно разделить на три группы:

— дешевую посуду,

— дорогие сосуды, которые служили не только для украшения стола, но и для украшения интерьера,

— и, наконец, мелкую пластику — статуэтки с бытовыми сюжетами и анималистические фигурки.


Очень популярными и типичными изделиями были кумганы, клювовидные кувшины для заливки напитков с дисковым корпусом на четыре фута. Они похожи на кувшины с круглым отверстием корпуса и воронкообразно расширенной горловиной, через которую с помощью накладной ткани можно фильтровать квас из бочки в кувшин. Кроме того, были сферические кувшины с цилиндрической шеей, которые расширялись вверх. Менее распространенными были кувшины в виде двуглавых орлов, кувшины различных размеров, винные бочки (Кучли), братины, крупные луковичные сосуды для питья, которые можно было доставать в общественных местах — на крестины, именины и т.д.


Майолики были окрашены на жидкой эмали. Мастер сначала очерчивал рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливаются с эмалью, что придаёт им большую прочность. Такой метод требовал от мастера виртуозного и чёткого рисунка, так как последующее улучшение было практически невозможно.


Мастера из Гжели часто сочетали изображения цветов, листьев, трав, животных, птиц — реже людей, общих архитектурных ландшафтов — с орнаментами в виде геометрических полос и сеток. Роспись осуществлялась по зонам. На изделиях Гжельцев часто можно увидеть надписи, указывающие на то, был ли предмет подарком или заказом.


Не только по форме, но и по характеру Гжельская майолика отличалась от Европейской керамики, например, от итальянской майолики. Особое своеобразие и оригинальность декоративной Гжельской майолики придавала роспись в сочетании с пластическим декором.


Под влиянием стиля барокко, доминирующего в профессиональном искусстве, Гжельские майолики как бы и принимали похожие формы. Кувшины и кумганы получали фигурные ножки, напоминающие закругленные ручки. Рельефные расцветки и раковины теперь украшали боковые стенки сосудов.

↑ Полуфаянс

В начале 19-го века майолика, требующая значительных финансовых ресурсов, была заменена полуфаянсом.


Масса пористого полуфаянса, была составлена из местной глины с добавлением смесей. Краску наносили на обожженный предмет, покрывали его глазурью и снова помещали в печь. Первоначальная полихромная роспись позже была заменена на сплошной, преимущественно голубой цвет. Контраст между синим цветом и белым фоном был одной из главных особенностей гжельского полуфаянса. Изменилась и роспись: цветной контурный рисунок уступил место рисованию кистью. Изделия украшали геометрические и растительные орнаменты. Типичными были гирлянды из мелких листьев с закругленными кольцами или узоры с большим стилизованным цветком.


Гжельский полуфаянс, похожий на Делфт или китайский фаянс, отличался от него живописным содержанием и композиционным стилем.


Особой разновидностью полуфаянса является так называемая бронзовая или люстровая посуда, которую изобрел талантливый самоучка Афанасий Киселев.


В течение почти всего 19-го века в России выпускался полуфаянс, а также тонкостенный фаянс и фарфор, но его расцвет датируется первой половиной XIX века. После полуфаянса приступили к производству тонкостенного фаянса. Рецепт для этого сложил Афанасий Киселев. Однако, несмотря на высокое качество фаянса, произведенного , он не стал таким самостоятельным художественным явлением, как полуфаянс, а его оформление вскоре перешло от ручной росписи к штампованному рисунку.

↑ Фарфор

Первые фарфоровые мануфактуры появились в Гжели в начале XIX века. Первым предпринимателем, как вспоминают старожилы, был Павел Куличков, гончар из села Володино, который первоначально занимался одним из крупнейших фарфоровых предприятий России, основанном в 1766 году в Москве в Вербилках. После ознакомления с производством фарфора, установлением печи и обжигом, Куличков вернулся в свое родное село и основал здесь в 1802 году собственную фарфоровую мастерскую. Готовую продукцию он доставил в Москву, где фарфор был еще редкостью. Напрасно его соседи пытались разгадать тайну его фарфоровой продукции, но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в Гжельских деревнях одновременно возникло несколько фарфоровых мастерских, которые производили фарфор уже высокого качества. Были также мастерские, владельцы которых закупали заготовки из мануфактур, расписывали их, а затем продавали под их брендом.


Фарфор гжельских мастеров появился на рынке в то время, когда в России были две крупнейшие мануфактуры — императорская фарфоровая мануфактура, основанная в 1744 году в Петербурге, и частная фирма Гарднера, товары которой не уступали Европейскому фарфору, — уже определяли моду. Императорская фарфоровая мануфактура поставляла царский двор, в то время как Гарднер имел широкий круг клиентов, хотя он и принимал заказы на фарфоровое обслуживание царского двора и благородства.


Императорский фарфоровый завод имел техникум, в котором обучались художники. Здесь преподавали учителя из академии искусств, которые выступали также как авторы многих изделий. Гарднер также очень часто привлекал профессиональных скульпторов и художников. Точно так же Попов торговал недалеко от Москвы и Батенина в Петербурге, где производили высокохудожественные фарфоровые изделия.


В русском фарфоре XIX века — в начале ХХ века преобладал эмпирический стиль. Гжельцы заимствовали типичные для этого стиля формы, но интерпретировали их по-своему довольно свободно и просто. Наряду с цилиндрическими, полусферическими и яйцевидными формами появились кратерообразные чашки с изогнутыми снаружи краями и изогнутыми ручками. Популярным украшением были цветочные мотивы и меандры.


Лаконичная, праздничная роспись по-прежнему оставалась как в майолике, так и в полуфаянсе. Но иногда мастера отказывались от традиционных манер и реалистично указывали на образное изображение в масштабно реальном соотношении между фигурой и ландшафтом. Таким образом, переход художественного дизайна Гжельского фарфора — элементов древнерусского искусства — осуществлялся в современную ему систему живописи.


Сюжеты росписи были разнообразны: эпизоды из Отечественной истории, портреты полководцев и государственных деятелей, изображения архитектурных памятников, нередко композиции с пастырскими играми и жанровыми сценами.


В 1830/40 годах фарфоровое искусство Гжеля как по качеству, так и по объему производства процветало. Это было время, когда Гжельские мастера достигли своей максимальной самостоятельности, и каждая мануфактура достигла своей высшей самостоятельности. Так, например, завод братьев Тереховых-Киселевых был технически так же хорошо оборудован, как и лучшие русские заводы, а ассортимент изделий по ним превзошел их. изготавливал всевозможные чайно — столовые приборы, иногда очень сложных форм. Он принял Европейский фарфор как образец для подражания и создал очень оригинально созданные произведения, которые свидетельствуют о национальном происхождении предмета. Мастера сафроновского завода в своем производстве придерживались больших российских заводов Гарднера и Попова, обслуживавших широкий круг клиентов. Произведения Гулина и Муса — сакова предлагали деревенскую Посуду с красочной, празднично красивой росписью. В Гжельском фарфоре часто объединялись элементы различных стилей.


При всем разнообразии изделий, производимых на отдельных заводах, Гжельские предметы второй четверти XIX века были представлены в виде экспонатов. Черты, общие для XIX века: рифленая форма чашки, напоминающая перевернутый колокольчик, выразительная роспись, нанесенная широкой кистью, сочетающая в себе глазурь с подглазурной техникой, богатая роспись из кобальта и золота, разноцветные цветочные орнаменты, окрашенные в яркие цвета. Как правило, у Гжельских фарфоровых предметов отсутствует сплошной цвет. Для них характерно сочетание контрастных цветов.

Из чего состоит фарфоровая масса?

Следующий этап – подготовка глины. В создании фарфоровой смеси используется особое оборудование. В глину добавляют кварцевый песок, каолин, полевой шпат. Все эти составляющие очень важны, без них глина не превратится в фарфор.

Смесь загружают в машину, которая в некотором роде представляет собой гигантский миксер. Здесь масса перерабатывается в течение 25-28 часов. Получается шликер – мягкая кашеобразная смесь, незаменимая в изготовлении фарфора.

изготовление гжельского завода

Роспись

Кобальт – особая керамическая краска. Изначально он черный как сажа. Синей эта краска становится только после обжига. Гжельские мастера учитывают более 20 оттенков этого цвета. На Гжельском заводе трудятся представители нескольких художественных специальностей. Они занимаются росписью мелкой пластики, другие – посуды. Третьи наносят узоры на предметы интерьера.

Главный секрет гжельской росписи – это мазки. Главный прием – правильное соотношение белого и синего. Есть правило: каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску, затем с разным нажимом раскладывают рисунок. Первый мазки – самые сочные. В своей работе опытные мастера выбирают только качественные инструменты, потому как от этого зависит конечный результат.

Каждое гжельское произведение по-своему неповторимо. Фирменные цвета: сочно-синий, ярко-голубой, васильковый. Роспись и форма составляют единое целое. Орнамент дополняет, подчеркивает то, что было недосказано в пластике.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Гжель роспись для детей. Картинки, шаблоны, поэтапное рисование, история, узоры

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом
Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель
Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо
Блюдо

«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара
Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт
Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»
Сервиз «Пион»

Экскурсии

Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.

Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.

фирменный магазин гжельского завода

Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».

Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:

  • как изготовить фарфоровую массу;
  • как правильно высушить и обжечь изделия;
  • почему необходимо два или даже три обжига;
  • что представляет собой процесс глазуровки.

Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.

В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.

Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.

гжельский завод выставка

Общие сведения

С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.

Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.

До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.

Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.

К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.

Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.

Инфраструктура Гжели

Дабы окунуться в атмосферу старины, стоит остановиться в Гжели на несколько дней. Здесь мало гостиниц, но они все же есть. Например, отели «Акварель» и «Кристина». В первом всего девять номеров. Стоимость аренды – 1500 рублей. «Кристина» — комплекс гостевых домов. Стоимость размещения в одном из них – 4000 рублей.

Шикарных ресторанов в этом старинном населенном пункте, конечно же, нет. Но поскольку Гжель нередко посещают туристы, все же здесь имеются небольшие предприятия общественного питания. Одно из них, самое популярное среди экскурсантов, расположено на территории . Здесь, согласно отзывам, можно вкусно пообедать. Вдоль Егорьевского шоссе находится несколько придорожных кафе. Одно из них называется «Семь пятниц».

Стоит сказать еще об одной достопримечательности Гжели. Здесь находится Кунай-колодец, а рядом с ним — небольшая купель. Эти места паломники посещали еще до революции. Считается, что вода из Кунай-колодца обладает целебной силой.

Главные достопримечательности

Наибольшие интерес у путешественников вызывают достопримечательности Гжели. Посмотреть их за один день практически невозможно, поэтому следует уделять этому приятному занятию не менее трех суток. Только в этом случае можно будет узнать много интересной информации о каждом природном и архитектурном объекте.

Ремесленные сооружения, предприятия и музеи

Наибольшую известность Раменскому району Московской области принесла уникальная роспись на керамике — гжель. Где делают её (в город или селе), можно понять, изучив подробности этого уникального искусства. Процесс изготовления и роспись посуды происходят с соблюдением особой технологии, особенности которой держат в строжайшем секрете. Поскольку практически все местные жители занимаются знаменитым ремеслом, в небольшом селе организовано несколько фабрик и заводов. Среди них выделяют следующие:

Фабрика «Синь России»

  1. Фабрика «Гжель». Это главное предприятие села, производящее изделия из фарфора. Оно славится своим уникальным художественным стилем, который легко узнать среди множества других. Фабрика появилась во времена СССР и снабжала всю страну посудой, расписанной в сине-белом цвете. В наше время она продолжает работать, сохраняя особую технологию производства. Предприятие открыто для туристов, но попасть на его территорию можно только в составе экскурсионной группы. Стоимость посещения небольшая, поэтому позволить себе такое развлечение сможет любой желающий.
  2. Музей «Гжель». В этом месте можно ближе познакомиться с историей возникновения промысла и его кратким описанием. Музей расположен на территории одноимённой фабрики, поэтому попасть в него можно только в строго определённое время. Коллекция состоит из более 2 тыс. фарфоровых предметов (посуды, украшений и прочего). Среди них есть несколько древних образцов, найденных при раскопках в близлежащей местности. Кроме этого, экспонатами являются современные предметы декора, изготовленные мастерами фабрики.
  3. Фабрика «Синь России». Это предприятие уникально тем, что вся его продукция изготавливается ручным способом. Качество таких изделий всегда высокое, поэтому и стоимость немаленькая. Если у путешественника нет денег на покупку фарфоровой посуды или украшений, тогда он может посмотреть различные этапы их производства. На территории фабрики также есть небольшое помещение, где проходит выставка наиболее интересных изделий, изготовленных мастерами. Кроме этого, здесь находится небольшой зоопарк «Гжелюшка», который нравится не только самым маленьким туристам, но и их родителям.

Природные объекты

Деревня Гжель расположена в живописном уголке Московской области, поэтому здесь много природных достопримечательностей. Они помогут разнообразить путешествие и отдохнуть от большого скопления людей. Наиболее интересные объекты:

Сосновый лес с Венериным башмачком.

  1. Сосновый лес с Венериным башмачком. Этот заповедник был создан в 1984 году. Он расположился на площади 50 га и захватил часть территории села Гжель. Своё название охраняемая природная территория получила благодаря очень редкой орхидее (Венерин башмачок). Она занесена в Красную книгу России, найти её в других регионах страны практически невозможно. Посмотреть на это уникальное творение природы приезжают тысячи туристов.
  2. Стратотип Гжельского яруса каменноугольной системы. Это объект получил статус памятника природы в 1987 году. Расположен он в нескольких сотнях метров от окраины села. Помимо уникальных скальных образований здесь можно увидеть редких представителей флоры и фауны. Прогуляться по этим местам сможет любой желающий. Здесь есть несколько обустроенных троп, по которым можно дойти до самых интересных объектов.
  3. Пруд на территории фабрики «Синь России». Этот небольшой водоём расположен между зданиями предприятия и предназначен для отдыха рабочих во время перерыва. Здесь высажено много деревьев, окружающих ухоженный водоём. Пруд является местом обитания диких уток, гусей и лебедей. Посмотреть это чудо природы можно во время экскурсии по фабрике.

Религиозные постройки

Небольшой посёлок в Подмосковье не только производит фарфор, но и живёт своей обычной жизнью. Здесь есть магазины, клуб, административные здания, а также несколько интересных религиозных построек. Знаменитые храмы:

Святой источник Федоровской иконы Божией Матери.

  1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это религиозное сооружение было построено в начале XVIII века на месте разрушенного каменного храма. Изначально церковь была лишь небольшим зданием, где местные жители молились и совершали православные обряды. В конце XIX века к храму пристроили 2 каменные часовни и колокольню. Во времена советской власти постройка не реставрировалась, поэтому превратилась в старое ветхое здание. Только в 1998 году её начали восстанавливать. Работы продолжаются по сей день, но храм уже принимает верующих.
  2. Церковь Георгия Победоносца. Это религиозное сооружение расположено на окраине Гжели. Построено оно было в 1912 году на деньги владельца фарфорового завода. Храм выполнен в стиле, характерном для всех построек того времени, поэтому его фасад ничем не отличается от других аналогичных зданий. Уникальным его делает внутреннее убранство, поражающее своим богатством и великолепием. В наши дни церковь нуждается в реставрационных работах, которые планируют начать в ближайшие годы. Посетить храм можно в любое время.
  3. Храм Вознесения Господня. В окрестностях Гжели расположен древний храм, возведение которого началось ещё в 1859 году. Через несколько месяцев строительство было остановлено из-за нехватки средств. Чтобы достроить храм, местные жители вносили пожертвования и призывали делать то же самое купцов и промышленников. Несмотря на все старания, денег хватило только на воплощение части задумок. Вместо предусмотренных по проекту четырёх куполов возвести удалось один. Однако это не помешало церкви стать популярным религиозным объектом.
  4. Святой источник Федоровской иконы Божией Матери. Местные жители называют этот религиозный объект Кунай-колодец. В дореволюционные годы здесь была расположена купальня, окунувшись в ее воды, можно было избавиться от различных болезней. Особенно ценным это место считалось благодаря возможности исцелять детей. В наше время здесь можно полечиться, выпив воды из святого источника. Она не отличается высоким качеством, поэтому пьют её только приезжие. Местные жители используют воду в своих обрядах.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: