«Мест нет, врачей нет!» Северодвинск закрыли из-за коронавируса

Общие сведения и история

Северодвинск располагается на берегу Белого моря возле Никольского устья реки Северная Двина, в 35 километрах от Архангельска.
В 1936 году Политбюро ВКП(б) было принято решение о строительстве судостроительного завода. Строительство завода и рабочий поселок были названы одним словом – Судострой, в 1938 году поселок получил статус города и новое название – Молотовск. В 1957 году Молотовск был переименован в Северодвинск.


Северодвинск

Строительство города и завода осуществлялось за счет бесплатной рабочей силы исправительно-трудового лагеря Ягринлаг, существовавшего в период с 1938 по 1953 гг. Узники концлагеря возводили производственные здания, портовые доки, жилища для корабелов и тротуары, автомобильные и железные дороги, намывали песок для осушки болот и вырубали густую тайгу.

В годы Великой отечественной войны Северодвинск был стратегически важным объектом – портом, принимавшим грузы от стран-союзников.

На протяжении всей своей истории Северодвинск является крупнейшим в стране судостроительным центром. Главный судостроительный завод страны осуществляет строительство новейших атомных подводных лодок, ремонт и обслуживание, а также утилизацию подводных и надводных кораблей.

Климат и экология Северодвинска

Климат Северодвинска соответствует его географическому положению. Его территория приравнена к условиям Крайнего Севера. Среди Северодвинцев бытует такая шутка: «А у вас было в этом году лето? – Было, но я в этот день работал…» Эта шутка полностью отражает климат края.

Тепло бывает максимум 2-3 недели в году. Солнечных дней 2-3 месяца. Остальное время – дождь, снег, метели, ветер, мороз и т.д. Примерно в октябре солнышко уходит и не выглядывает до весны. Поэтому многие коренные северодвинцы подвержены депрессиям и болезням, а из приезжих вообще мало кто приживается.


Зима в Северодвинске

Экология Северодвинска оставляет желать лучшего. Экологическую проблему создает расположенный на территории города судостроительный завод, на котором строятся атомные подводные лодки. Естественно возникает напряженная радиоактивная обстановка. Опасность заражения исходит также от радиоактивных захоронений отработанных ядерных материалов, расположенных на Мироновой горе, что в 20 километрах от города. Радиоактивная авария – это основная экологическая угроза в Северодвинске. Также существует опасность утечки хлора с очистных сооружений.

Меры безопасности

«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» («Севмаш») – крупнейшее в России машиностроительное предприятие оборонного комплекса. «Севмаш» строит атомные подводные корабли, подводные лодки, модернизирует и ремонтирует крупные военные надводные и подводные корабли, ведёт гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии. – предприятие по ремонту военных судов. На «Севмаше» работает почти 30 тысяч человек, еще около 11 тысяч – на «Звездочке».

Сегодня на «Севмаше» каждому сотруднику измеряют температуру при проходе через КПП, еще дважды – в самом цехе. Выдают 10 одноразовых масок на человека раз в пять дней и антисептик в литровых бутылках. Об этом Север.Реалии на условиях анонимности рассказала сотрудница предприятия. Она считает, что «Севмаш» – это эпицентр вспышки.

Субмарина «Северодвинск», «Севмаш», 2014 год

Даже соблюдая меры безопасности, пандемию не прекратить. На заводе введен масочный режим, который не соблюдается

– Каждый день люди садятся на больничный, – рассказала она. – Ведь завод – это массовое скопление народа. Даже соблюдая меры безопасности, пандемию не прекратить. На заводе введен масочный режим, который не соблюдается. Через вахту также большинство людей ходит без средств защиты, дистанция не соблюдается. Люди работают в тесном контакте опять же без масок. В столовых и курилках, само собой, все с открытыми лицами. Мазок на ковид берут не у всех. А сколько человек сидит с ОРЗ и гриппом, в учет не берется. Завод надо закрывать, иначе сляжем все.

О мерах предосторожности, соблюдаемых на «Севмаше», рассказала еще одна сотрудница завода Валерия Шастина. По ее словам, все защитные средства – перчатки, антисептик, респираторы разных видов – раз в неделю должен получать мастер бригады.

«С 21 мая введён масочный режим на заводе, большинство не проходят в масках даже КПП. И дело тут не в заводе, а в сознательности каждого! Обязанность каждого работника с 21 мая присутствовать в маске и на КПП тоже! Некоторые «товарищи» приходят без масок и на претензию в их адрес отвечают: «а что такого?», «да все равно не спасёт». Дело тут не в Звездочка» Алексей Барышев, на предприятии все обязаны работать в масках, иначе лишают премии.

Население Северодвинска

Население Северодвинска на 01.01.2014 года составляет чуть более 187 тыс. человек. Из них примерно 65 % — трудоспособное население, около 15 % лица моложе 16 лет и около 19 % лица старше трудоспособного возраста. 40 % трудоспособного населения работает на предприятиях центра атомного судостроения.

За последние годы наблюдается сокращение численности населения города. Численность Северодвинска постепенно уменьшается из-за постепенного старения населения и соответственно, повышается уровень смертности, но это не основная причина, главной причиной абсолютного уменьшения численности населения города играет миграция. При сохранении таких тенденций, численность населения города у Белого моря будет постепенно падать, а средний возраст расти.

Многие люди приезжая в городок отмечают, что местные жители отличаются холодностью, как говорят о населении – «замороженные». На самом деле северодвинцы просто очень спокойные, терпеливые, уравновешенные и тактичные. В большинстве своем они не умеют грубить, хамить и эмоционально выражать свое недовольство, поэтому и создают впечатление равнодушных и безразличных людей. Северодвинцы никогда не протестуют, не устраивают забастовок, не ругаются в очередях, всегда молча, с присущей им внешней «безэмоциональностью», любому, кто в ней нуждается придут на помощь. К тому же северные люди невероятно щедрые и добрые.


9 мая

Северодвинск город образованный. Для дошкольного воспитания организовано 60 учреждений. В каждом дошкольном учреждении есть свое приоритетное направление, благодаря этому родители могут направлять своего ребенка учитывая его способности и свои возможности. Система среднего образования насчитывает 33 общеобразовательные школы, из них 1 лицей, 3 гимназии, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов. Существует также система дополнительного образования в которой насчитывается 6 учреждений.

В Северодвинске функционирует 9 высших и средних специальных заведений. Профессиональные училища обеспечивают специальную профессиональную подготовку рабочих кадров для предприятий Центра атомного судостроения.

Аэропорт Северодвинска

В Северодвинске нет собственного аэропорта. Ближайший аэропорт — Васьково, который располагается в Архангельске. Расстояние от Северодвинска до аэропорта составляет 38 км. Васьково — это аэродром местных воздушных линий. Режим работы: летом — с 4:00 до 15:00; зимой — с 5:00 до 16:00; воскресенье — выходной. Тип аэропорта — совместного базирования: вместе с граждансками самолетами здесь базируется военная авиация.

Популярные направления регулярных рейсов: Соловки, Койда, Верхняя Золотица, Сояна. Годовой пассажиропоток аэропорта Васьково составляет 22 тысячи человек.

Районы и недвижимость в Северодвинске

Северодвинск находится на западе Архангельской области. Как говорилось ранее, он основан как город-спутник крупнейшего судостроительного комплекса страны. Территория Северодвинска непосредственно в границах городской черты составляет 12 051 га.


Карта Северодвинска

Северодвинск расположился на южном побережье Белого моря. Это невероятно уютный, компактный, чистый и зеленый городок. Город, с легкой руки его жителей, условно делится на три района: «город», «квартала» и «Ягры», хотя в официальных кругах принято говорить о двух районах: «старый город» и «новый город». В действительности, если посмотреть на карту города Северодвинска, то ярко выделяются именно три района.

Итак, «город» — это центральная часть, самая большая. Здесь располагаются: мэрия, дома культуры, парк отдыха, детско-юношеский центр, драматический театр, универсальные магазины, торговые центры, гостиницы, офисы и пр. Если двигаться с севера на юг по этой части города, то можно проследить всю историю Северодвинска в архитектуре. В самой старой части вы увидите упадок и разруху: старые, деревянные, покосившиеся, прогнившие дома, в которых зачастую проживают люди спившиеся и опустившиеся. Этот район был построен ещё первопроходцами, теми, кто приехал сюда строить «с нуля» город и завод.


Сталинский дом

Двигаясь дальше, можно увидеть дома сталинской застройки с присущей ей монументальностью и шикарностью. Но это только внешне, внутренние инженерные коммуникации прогнившие и ветхие, поэтому чтобы здесь жить нужно сделать капитальный ремонт всего дома. Но, благодаря большим, просторным квартирам и высоким потолкам, жилье здесь считается достаточно престижным. Такого сейчас не строят.

Движемся дальше и видим следующую эпоху застройки Северодвинска: «хрущевки» и «брежневки». Жилье построенное исключительно как временное, служит уже более 30-40 лет, и, видимо, будет служить ещё столько же. Такими домами застроена большая часть нового города и Ягр.

Заканчивается «город» на краю земли, то есть набережной Белого моря, а если точнее набережной реки Параниха, впадающей в залив. Жители города ласково называют эту набережную «Параша» и с удовольствием отдыхают здесь теплыми летними днями.


Старый деревянный дом

Ягры – это остров, достаточно удаленный от основного города. Чтобы добраться до Ягр необходимо пересечь всю промышленную зону. Как говорят местные жители про эту часть города, Ягры – это деревня. Действительно, деревня… Там все друг друга знают.

Достопримечательность Ягр – это пляж и роскошный сосновый бор. Пляж – любимое место летнего отдыха всех северодвинцев. Жаль только, что пляжный отдых в городе возможен всего пару недель в году, а иногда бывает такое холодное лето, что и вообще на пляж никто не выбирается… Крайний север всё-таки… Сосновый бор с его чистым воздухом, дюнами, белками, беговыми дорожками и лыжнями – лучшее место отдыха в зимнее время года для детей и взрослых.


Пляж

Самый новый район Северодвинска – «квартала». Здесь нет ничего, что можно было бы назвать достопримечательностью, особенностью. Просто спальный район с более современными и благоустроенными жилыми домами. На территории «кварталов» располагаются два огромных больничных комплекса и родильный дом. Это единственный перспективный район города для застройки, потому что есть куда расширяться.

Беда города в полнейшем отсутствии обновления жилищного фонда. Из-за отсутствия конкуренции, строительства нового жилья стоимость квадратного метра на рынке вторичного жилья колеблется от 50 до 80 тыс. руб. Эта цена на жилье кажется невероятно высокой, при условии, что средняя заработная плата по официальным данным 30-40 тыс. руб., а реальная 15-25 тыс. руб. Естественно, мало кто из молодых семей может себе позволить купить квартиру.


Квартала

Со всех сторон Северодвинск окружают десятки дачных кооперативов. Дача для северодвинца – место особое. Любой дачник с трепетом относится к своему домику и участку. Многие годы дачи были самыми настоящими «кормилицами» для людей, сейчас в большинстве своем дача – место отдыха. Пожалуй вы не найдете в Северодвинске дачный участок, на котором бы не стояла баня – гордость любого дачника.

Говоря о Северодвинске, нельзя сказать, что это процветающий, развивающийся город. Он погряз в нищете, разрухе и упадке, несмотря на жалкие потуги администрации города создавать обратное впечатление. Северодвинск – это глубочайшая провинция, «болото» как называют его сами жители города.

Набережная острова Белого моря и острова Ягры

Набережная острова Белого моря и острова Ягры

В теплое время года незабываемым моментом может стать купание в Белом море. В последние годы в Северодвинске, все больше и больше бывает теплых дней и даже недель. В разгар лета вода в Белом море, прогревается достаточно сильно и многие, пользуясь этим, отправляются загорать и купаться на пляжи набережной Белого моря и острова Ягры.

Есть фанаты, приезжающие из разных уголков страны специально, ради купания в Белом море в летнее время, но есть и любители искупаться в проруби – моржи, рискующие и закаленные.

Состояние инфраструктуры: жилищно-коммунальный комплекс

Приехав в город Северодвинск вы ужаснетесь состоянию дорог. Сказать, что дороги в городе в плохом состоянии – это не сказать ничего. В первую очередь, необходимо отметить, что в период застройки город не был рассчитан на такое количество автомобильного транспорта, и пробки в час пик стали большой проблемой, порой быстрее пешком добраться до нужного места, чем на машине или автобусе.

Во-вторых, город, как уже говорилось, построен на болоте и никакое дорожное покрытие не выдерживает достаточно долго. Образуется сначала устойчивая колея, потом трещины и выбоины, а затем и провалы. Денег на ремонт и строительство новых дорог не хватает, поэтому не приезжайте на своей машине в город Северодвинск, пожалейте машину.

В-третьих, в городе очень тяжелое положение с парковками и стоянками, опять же по причине тесной застройки города. Поэтому здесь единицы автолюбителей паркуют свои машины без нарушения правил.


Дороги

Основным видом общественного транспорта в городе Северодвинск является – автобус и такси. Очень редко можно встретить маршрутное такси. Стоимость проезда в автобусе составляет 17 руб., а в такси 80 руб. по городу и 150 руб. на Ягры. Автобусными маршрутами охвачен весь город и перегруженности общественного транспорта не наблюдается уже очень давно, но это связано еще и с тем, что растет количество личных автомобилей у северодвинцев.

Основу жилищного фонда составляет сталинская застройка, хрущевско-брежневская застройка, ну и застройка периода «застоя» — это наиболее новые дома, так называемые «северодвинки», «улучшенки», «москвички».

Цены на жилье в городе совершенно ненормальные. К примеру, в настоящее время двухкомнатная квартира сталинской, северодвинской или улучшенной серии стоит от 2900 до 3300 тыс.руб., двухкомнатная квартира хрущевской или брежневской серии стоит от 2300 до 2600 тыс.руб. Снять однокомнатную квартиру можно в пределах от 12 до 16 тыс. руб., двухкомнатную – от 15 тыс. руб.

Если ранее строительства новых жилых домов практически не велось, то в новом десятилетии ситуация улучшилась. Основные стройплощадки расположены в Новом городе и Кварталах. В районе Кварталы на Морском проспекте введен в строй ЖК «Капитан», состоящий из пяти и девятиэтажного зданий в сине-фиолетовой гамме. Большим плюсом проекта является развитая инфраструктура вокруг: магазины, детские и дошкольные учреждения.

Место пустырей на улице Труда занял ЖК «На Труда», идет стройка большого дома на проспекте Победы, 8. Новостройки вырастают и на острове Ягры. Застройщики называют преимуществом новых зданий вид на побережье Белого моря, хотя инфраструктура вокруг оставляет желать лучшего.

Состояние же старого жилищного фонда постепенно приходит в абсолютную негодность. Практически всем домам города Северодвинска более 30-40 лет. Несчастные коммунальщики не успевают сражаться с последствиями и с причинами бесконечных аварий, а капитальные ремонты делать не на что, «денег нет» — любимая фраза всех чиновников.

Здесь, кстати следует упомянуть о стоимости на коммунальные услуги. За одного человека в месяц за газ приходится платить 200 руб., за горячую воду – почти 300 руб., за холодную – 200 руб., за отопление 35 руб. за квадратный метр общей площади, за жилье – 18 руб. за квадратный метр, электричество стоит 3,32 руб. за киловатт.

Таким образом, проведя несложные математические расчеты можно вычислить, что стоимость коммунальных услуг в квартире площадью 45 квадратных метров и с одним жильцом будет составлять примерно 5 500 руб., это без учета поборов за содержание лифта, консьержки и пр. Если еще добавить сюда стоимость услуг связи, интернета и телевизионной антенны, то сумма вырастает до 6,5 – 7 тыс. руб. за 45 метров жилья. На наш взгляд – это очень дорого, но платить всё равно приходится.

Предприятия и работа в Северодвинске

Северодвинск был основан как город-спутник крупнейшего судостроительного завода России. По сей день город является полностью зависимым от Севмаша и его заводов-партнеров. В Северодвинске находится четыре основных предприятия: самый крупный – ОАО «ПО «Севмаш», далее идут ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика».


Севмаш

Приоритетной задачей ОАО «ПО «Севмаш» является строительство атомных подводных лодок для военно-морского флота по государственному оборонному заказу. Это огромнейший завод, площадью более 300 га, на котором работает более 25 тыс. чел. В структуру Севмаша входит более 100 подразделений, обеспечивающих выполнение производственной программы. Помимо выполнения государственного оборонного заказа предприятие выполняет работы по другим направлениям, таким как: производство военной техники для зарубежных заказчиков; производство морской техники для добычи нефти и газа; гражданское судостроение; изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация; проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа.

Официальные источники озвучивают среднюю заработную плату по предприятиям судостроения – около 30 тыс. руб. Среднестатистический житель и работник данного предприятия со всей ответственностью может заявить, что такие зарплаты получают только часть рабочих основного персонала. Можем привести примеры реальных зарплат: уборщица получает от 5 до 8 тыс. руб., обслуживающий персонал – от 8 до 15 тыс. руб., инженеры – от 10 до 15 тыс. руб. Завышенный уровень официальной средней зарплаты получается, так как при расчете складывают заработную плату руководства, вахтовиков и рабочих основных специальностей, которые, действительно, в период наплыва работы, получают достаточно много.

В настоящее время предприятие переживает кризис: работы нет, людей сокращают или они сами бегут, зарплаты падают. В общем Севмаш, как работодатель, сейчас не слишком привлекателен. Хотя, в защиту руководства, хочется сказать, что полностью сохранены все социальные гарантии для работников, даже в условиях кризиса.

ОАО «ЦС «Звездочка» – второе по величине предприятие судостроительного комплекса. Оно основано в 1946 году и на данный момент специализируется на утилизации подводных лодок, производстве гребных винтов различного назначения, строительстве буровых платформ, производстве судовой мебели и мебели потребительского назначения, в последнее время Звездочка активно развивает такое новое направление, как огранка и шлифовка алмазов. На Звездочке работает около 10 тыс. чел. Зарплата на этом предприятии примерно такая же как и на Севмаше. Сейчас Звездочка получила новые контракты по профилю своей работы и объявило о наборе кадров.

ОАО «СПО «Арктика» специализируется на электромонтажных работах самого широкого профиля; наладке, испытаниях и ремонте сложной электронной техники; ремонте электрических машин и аппаратов и испытаниях; изготовлении различных электротехнических устройств промышленного и народно-хозяйственного назначения. Списочная численность этого предприятия примерно 3,5 тыс. человек, средняя заработная плата в официальных источниках 30-35 тыс. руб. На самом деле ситуация примерно такая же, как и на Севмаше. Получают высокие зарплаты те, кто ходит на испытания АПЛ в моря.

Устроится на работу на все вышеперечисленные предприятия достаточно сложно, вкратце объясним почему: во-первых, все предприятия режимные и необходима специальная форма допуска для оформления пропуска, во-вторых, в настоящее время идет политика сокращения штата, в-третьих, у нас очень распространено устройство на работу с формулировкой «по блату».

Если говорить в целом по городу, то работу найти можно, и хорошо зарабатывать можно. Помимо заводов есть множество фирм обслуживающих город, куда устроиться не проблема.

Появились в Северодвинске и достойные места для шоппинга. Прежде всего, переоборудованный ЦУМ, в котором появились брэнды одежды, бытовой техники и косметики, известные в крупных городах. Другим популярным местом стал построенный несколько лет назад ТК Сити в Кварталах.

Хозяйство

А. о. – один из ин­ду­ст­ри­аль­ных ре­гио­нов Се­вер­но­го эко­но­мич. р-на; объ­ём пром. про­дук­ции по стои­мо­сти поч­ти в 14 раз пре­вы­ша­ет объ­ём с.-х. про­дук­ции. В эко­но­ми­ке стра­ны вы­де­ля­ет­ся раз­ви­тым лес­ным ком­плек­сом (ок. 33% рос. про­из-ва цел­лю­ло­зы, 26% кар­то­на, 9,7% пи­ло­ма­те­ри­а­лов, по 9% де­ло­вой дре­ве­си­ны и бу­ма­ги), су­до­строе­ни­ем и рыб­ной пром-стью. В струк­ту­ре ВРП (%, 2003): пром-сть – 39,4, тор­гов­ля – 12,3, транс­порт – 11,4, строи­тель­ст­во – 10,1, с. х-во – 2,1, связь – 1,3. Со­от­но­ше­ние пред­при­ятий по фор­мам соб­ст­вен­но­сти (по чис­лу ор­га­ни­за­ций; %): ча­ст­ная – 66,5, гос. и му­ни­ци­паль­ная – 17,1, об­ществ. и ре­лиг. ор­га­ни­за­ций (объ­е­ди­не­ний) – 9,8, про­чие фор­мы соб­ст­вен­но­сти – 6,5%.

Эко­но­ми­чес­ки ак­тив­ное нас. 763 тыс. чел., в эко­но­ми­ке за­ня­ты 82%. От­рас­ле­вая струк­ту­ра за­ня­то­сти (%): пром-сть 26,7, тор­гов­ля и об­ществ. пи­та­ние 14,5, об­ра­зо­ва­ние 10,6, транс­порт 9,4, здра­во­ох­ра­не­ние 7,8, жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ство 6,0, с. х-во 5,2, стро­и­тель­ство 4,9 и др. Уро­вень без­ра­бо­ти­цы 9,9%. Де­неж­ные до­хо­ды на ду­шу на­се­ле­ния А. о. – 6,01 тыс. руб. в ме­сяц (ок. 95% от сред­не­го по РФ); ок. 30% нас. име­ет до­хо­ды ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма.

Про­мыш­лен­ность. Объ­ём пром. про­дук­ции 106185 млн. руб. (2004). От­рас­ле­вая струк­ту­ра пром. про­из-ва (%): лес­ная, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная пром-сть 39, то­п­лив­ная – 25, ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка – 19,3, элек­тро­энер­ге­ти­ка – 8,5, пи­ще­вая – 4,8.

Раз­ве­да­ны и экс­плуа­ти­ру­ют­ся ме­сто­ро­ж­де­ния бок­си­тов (Ик­син­ское в Пле­сец­ком р-не и др.), ал­ма­зов (им. Ло­мо­но­со­ва в 90 км к се­ве­ру от Ар­хан­гель­ска), неф­ти и га­за (При­раз­лом­ное). А. о. энер­го­де­фи­цит­на. Бо­лее 90% пер­вич­ных энер­го­ре­сур­сов за­во­зит­ся из др. ре­гио­нов, ок. 8% при­хо­дит­ся на ме­ст­ные ви­ды то­п­ли­ва: дро­ва, от­хо­ды цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной и ле­со­хи­мич. пром-сти, торф (тор­фо­бри­кет­ные за­во­ды в Соль­вы­че­год­ске и Шен­кур­ске). Наи­бо­лее круп­ные ТЭС ра­бо­та­ют в Ар­хан­гель­ске, Се­ве­ро­двин­ске и Кот­ла­се. В ря­де рай­онов де­цен­тра­ли­зо­ван­но­го элек­тро­снаб­же­ния (в осн. се­вер­ных) вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ди­зель­ны­ми элек­тро­стан­ция­ми.

Трелёвка леса. Фото М. В. Глазова

А. о. – один из круп­ней­ших в РФ постав­щи­ков про­дук­ции ле­со­про­мыш­лен­ного ком­плекса (име­ет за­вер­шён­ный про­из­водств. цикл, вклю­чая ле­со­за­го­товительную, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щую, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ную от­рас­ли и фа­нер­ное про­из-во). Сре­ди субъ­ек­тов РФ об­ласть за­ни­ма­ет од­но из ве­ду­щих мест по про­из-ву пи­ло­ма­те­риа­лов, де­ло­вой дре­ве­си­ны, цел­лю­ло­зы, кар­то­на, бу­ма­ги (табл. 1). Осн. ле­со­про­мыш­лен­ным рай­оном яв­ля­ет­ся тер­ри­то­рия, тя­го­тею­щая к ж. д. Ар­хан­гельск – Во­ло­гда. Круп­ней­шие де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия раз­ме­ще­ны в тун­д­ро­вой зо­не, у впа­де­ния рек в мо­ре по со­сед­ст­ву с пор­та­ми по вы­во­зу ле­са. Круп­ней­шие ле­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие цен­тры: Ар­хан­гельск, Но­во­двинск, Кот­лас и Ко­ряж­ма. Хи­мич. пе­ре­ра­бот­ка дре­ве­си­ны осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Ар­хан­гель­ским, Кот­лас­ским, Со­лом­баль­ским цел­лю­лоз­но-бу­маж­ны­ми ком­би­на­та­ми, а так­же Ар­хан­гель­ским и Онеж­ским гид­ро­лиз­ны­ми за­во­да­ми. Вто­рая круп­ней­шая от­расль спе­циа­ли­за­ции пром-сти А. о. – су­до­строе­ние (в т. ч. атом­ные под­вод­ные лод­ки, ле­до­ко­лы). Осн. цен­тры про­из-ва и ре­мон­та круп­ных су­дов – Се­ве­ро­двинск (в т. ч. во­ен­ных), Ар­хан­гельск и Кот­лас. На тер­ри­то­рии об­лас­ти рас­по­ло­же­ны Гос. рос. центр атом­но­го су­до­строе­ния (Се­ве­ро­двинск; вклю­ча­ет пред­при­ятия «Сев­маш», «Звёз­доч­ка» и др.) и Гос. ис­пы­тат. кос­мо­дром «Пле­сецк» (г. Мир­ный). Про­из-во до­рож­ных ма­шин («Сев­дор­маш», Се­ве­ро­двинск) и обо­ру­до­ва­ния для лес­ной пром-сти (Со­лом­баль­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод, Ар­хан­гельск). Вы­де­ля­ет­ся так­же рыб­ная пром-сть (св. 50% всей про­дук­ции пи­ще­вой пром-сти об­лас­ти). Еже­год­но улов ры­бы со­став­ля­ет ок. 200 тыс. т (про­мы­сел трес­ки, пал­ту­са, пик­ши, оку­ня, на­ва­ги, сель­ди и сём­ги); про­из­во­дит­ся бо­лее 120 тыс. т пи­ще­вой рыб­ной про­дук­ции и кон­сер­вов. Б. ч. пред­при­ятий от­рас­ли скон­цен­три­ро­ва­на в Ар­хан­гель­ске; круп­ней­шее из них – «Ар­хан­гель­ская ба­за тра­ло­во­го фло­та» (75–80% уло­ва, ок. 70% пи­ще­вой ры­бо­про­дук­ции). Про­мы­сел во­до­рос­лей ве­дёт­ся в осн. в рай­оне Со­ловец­ких о-вов и о. Жиж­гин­ский (до 2000 т во­до­рос­лей в год; «Ар­хан­гель­ский опыт­ный во­до­рос­ле­вый ком­би­нат»). Пред­при­ятия по ог­ран­ке ал­ма­зов (в Ко­ряж­ме и Се­веро­двин­ске), швей­ные фаб­ри­ки, из­го­тов­ле­ние обу­ви из на­ту­раль­ных ко­жи и ме­ха. Гл. пром. цен­тры: Ар­хан­гельск, Се­ве­ро­двинск, Но­во­двинск, Ко­ряж­ма, Оне­га.

Таблица 1. Производство важнейших видов промышленной продукции

Продукция19851990199520002003
Электроэнергия, млрд. кВт ч77,95,95,76,6
Нефть, включая газовый конденсат, млн. т01,22,74,57,4
Деловая древесина, млн. плотных м322,821,68,39,18,4
Пиломатериалы, млн. м35,851,821,9
Клеёная фанера, тыс. м350,350,425,447,172,3
Древесно-волокнистые плиты, млн. условных м220,322,413,518,118,8
Целлюлоза (по варке), млн. т2,12,21,31,71,9
Бумага, тыс. т374397211297333,4
Картон, тыс. т602628400620705,3
Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тыс. т336261133198120

Про­дук­ция ле­со­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са (цел­лю­ло­за, пи­ло­ма­те­риа­лы, кар­тон, бу­ма­га) обес­пе­чи­ва­ет ок. 3/4 объ­ё­ма экс­пор­та А. о.; вы­во­зят так­же сы­рую нефть, про­дук­цию су­до­строе­ния. В им­пор­те пре­об­ла­да­ет про­дук­ция ма­ши­но­строе­ния (ле­со­за­го­то­вит. тех­ни­ка, обо­ру­до­ва­ние для элек­тро­энер­ге­ти­ки и пр.).

Сель­ское хо­зяй­ст­во. Стои­мость ва­ло­вой про­дук­ции с. х-ва 5867,1 млн. руб. (2004). В стои­мо­ст­ном вы­ра­же­нии пре­об­ла­да­ет про­дук­ция рас­те­ние­вод­ст­ва (56%). Пло­щадь с.-х. уго­дий 583,4 тыс. га (в т. ч. 46% паш­ня). А. о. рас­по­ло­же­на в зо­не рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия. В сев. ус­ло­ви­ях осн. с.-х. куль­ту­ра­ми яв­ля­ют­ся кар­то­фель и ово­щи. Рас­те­ние­вод­ст­во ори­ен­ти­ро­ва­но на про­из-во про­дук­ции для удов­ле­тво­ре­ния нужд об­лас­ти (табл. 2). Гл. с.-х. рай­он рас­по­ло­жен на юге об­лас­ти.

Таблица 2. Производство основных сельскохозяйственных культур, тыс. т

19851990199520002003
Зерно105,498,74210,64,5*
Картофель209167434,5460325,7
Овощи32,627,47289,693,6

* 2004.

Фото И. Г. Нагаева Выпас скота близ Холмогор.

Ве­ду­щая от­расль жи­вот­но­вод­ст­ва – мо­лоч­но-мяс­ное ско­то­вод­ст­во (вы­со­ко­про­дук­тив­ная хол­мо­гор­ская по­ро­да); раз­во­дят так­же сви­ней, овец и коз (табл. 3), пти­цу, оле­ней (на се­ве­ре). Пле­мен­ное раз­ве­де­ние ско­та. Зве­ро­вод­ст­во (пе­сец, нор­ка); мор­ской зве­ро­бой­ный про­мы­сел.

Таблица 3. Поголовье скота, тыс. голов

19851990199520002004
Крупный рогатый скот356,4354,7232,5128,279,3
Свиньи133,1176,277,526,623,8
Овцы и козы9291,558,341,2

94,5% с.-х. уго­дий от­но­сит­ся к зем­лям с.-х. ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют 62,2% про­из-ва зер­на, 55,3% мя­са ско­та и пти­цы. В хо­зяй­ст­вах на­се­ле­ния про­из­во­дит­ся ок. 94% кар­то­фе­ля, 92% ово­щей, ок. 40% мя­са ско­та и пти­цы и ок. 50% мо­ло­ка (табл. 4).

Таблица 4. Продукция животноводства

19851990199520002004
Скот и птица на убой, тыс. т53,262,332,117,125,3
Молоко, тыс. т372,9391,6229,4173,1143,3
Яйца, млн. шт.467,4285,3154,8180,3

Транс­порт. Транс­порт­ная ос­во­ен­ность тер­ри­то­рии не­вы­со­ка. На ав­то­мобиль­ный транс­порт при­хо­дит­ся ок. 1/2 об­ще­го объ­ё­ма пе­ре­во­зи­мых гру­зов и 95% всех пе­ре­во­зи­мых пас­са­жи­ров. Дли­на ав­то­до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем 7,23 тыс. км. Осн. ав­то­до­ро­га – ма­ги­страль фе­де­раль­но­го зна­че­ния Ар­хан­гельск – Во­ло­гда. Раз­ви­ты мор­ские и реч­ные пе­ре­воз­ки. Об­щая про­тяжён­ность су­до­ход­ных реч­ных пу­тей 3,8 тыс. км, сплав­ных пу­тей – бо­лее 9 тыс. км. Важ­ней­шая вод­но-транс­порт­ная сис­те­ма – Сев. Дви­на с при­то­ка­ми. Мор­ские и реч­ные пор­ты: ос­нов­ные – Ар­хан­гельск (обес­пе­чи­ва­ет связь с от­да­лён­ны­ми рай­она­ми Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га и при­по­ляр­ны­ми ост­ро­ва­ми), Оне­га, Ме­зень, Кот­лас (реч­ной). Дли­на же­лез­ных до­рог 1,76 тыс. км. Гл. ж.-д. ма­ги­ст­раль – Ар­хан­гельск – Мо­ск­ва. Дру­гие важ­ные же­лез­ные до­ро­ги: Кот­лас – Во­ло­гда, Ар­хан­гельск – Мур­манск, Кот­лас – Ки­ров, Ар­хан­гельск – Кар­по­го­ры. Аэ­ро­пор­ты в Ар­хан­гель­ске (ме­ж­дунар.) и Кот­ла­се. По юго-вост. час­ти об­лас­ти про­хо­дят ма­ги­страль­ный га­зо­про­вод Пун­га – Ух­та – Гря­зо­вец и неф­те­про­вод с ме­сто­ро­ж­де­ний Рес­пуб­ли­ки Ко­ми. Стро­ит­ся (2005) га­зо­про­вод Нюк­се­ни­ца – Ар­хан­гельск, ко­то­рый обес­пе­чит по­да­чу га­за в об­ласть с тер­ри­то­рии Не­нец­ко­го ав­то­ном­но­го ок­ру­га.

Криминал

С точки зрения криминальности Северодвинск достаточно спокойный город. Конечно, как и везде, преступления случаются самой различной степени тяжести. Случаются и убийства, и масштабное воровство, и наркомания существует, и хулиганство уличное тоже никуда не делось.

Всякие преступления в городе бывают, но такого, чтобы было страшно на улицу выйти, такого не было никогда. Связано такое спокойствие наверно всё таки с тем, что большинство жителей работают на режимных предприятиях, где всё-таки очень строго следят за дисциплиной труда и биографией работников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: