На новгородской улице Великой появился замечательный памятник. Земляки, берегите нашего Онфимку!

Кремль (Новгородский детинец)

Каждый гость или турист своё знакомство с городом начинает с самого древнего из всех сохранившихся в России кремлей – Новгородского детинца. Его возвели на левобережье реки Волхов ещё в середине ХI века. До сегодняшнего дня дошли летописи, из которых ясно, что в Новгородском Кремле проводились вече (собрание, как форма государственного управления).

Новгородский кремль

За вход на территорию Кремля платить не нужно. Место очень интересное, сразу возникает ощущение древней старины и величия. Можно просто прогуляться вдоль стен, рассматривая творения суровой и сдержанной архитектуры, и сделать отличные фото. Чувствуется гордость за свою страну, за предков, кажется, что именно здесь в Новгородском детинце взяла своё начало великая Русь.Но если честно, будет непростительно просто гулять по территории Кремля, не услышав его истории, поэтому советуем вам взять экскурсовода. Очень красив Новгородский детинец в вечернее время. Тихо, посетителей мало, красиво подсвечивается снаружи и изнутри – всё это производит неизгладимое впечатление.

Здесь же можно посетить выставочные экспозиции древнерусского шитья, ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Окрестности Новгородского Кремля

Много скульптур можно увидеть в окрестностях Новгородского кремля. Это и просто скульптурки, разбросанные по кремлевскому парку, и сад вырезанных из гигантских пней деревянных скульптур на пляже, и скульптуры выпускников детской художественной школы и стоящий в самом сердце Кремля большой памятник 1000-летию российской государственности:

Осмотреть все скульптуры и скульптурки Великого Новгорода за один день просто невозможно. Мы пропустили памятник дворнику, скульптуру большого велосипедиста, отдыхающего жука и множество других интересных артефактов. Возможно, Вам удастся прогуляться по городу и отыскать не найденные нами произведения искусства?

Памятник «Тысячелетие России»

Как гласит древнерусская летопись, в 862 году началась история великой страны. Именно тогда на княжество провозгласили Рюрика, ставшего на Руси родоначальником царской династии Рюриковичей. В 1862 году, к тысячелетию этого события, на Кремлёвской площади был воздвигнут памятник.

'Памятник

Он выполнен в виде символа государственной монаршей власти – шара-державы, который установлен на постамент, имеющий форму колокола. Так авторам удалось объединить два важнейших русских символа. 128 фигур, изображённые на монументе, разделены на три уровня:

  • Верхний – ангел с крестом, символизирующий православную веру на Руси, и женщина на коленях, олицетворяющая Россию.
  • Средний – правители России, олицетворяющие шесть эпох государственной власти (Рюрик, князь Дмитрий Донской, князь Владимир, Михаил Романов, Иван III Великий, Пётр I).
  • Нижний – горельефы героев, просветителей, писателей, военных, художников и государственных деятелей, оказавших важнейшее влияние на становление Руси.

Скульптура – большая и величественная, постамент в основании имеет в диаметре 9 м, высота монумента около 16 м. Изготовлен он из гранита, который добывали на Сердобольских каменоломнях на Ладоге, бронзовые части привозили из Петербурга.

Кто изображен на верхнем ярусе фигур

Венчает памятник «Тысячелетие России» фигура женщины – олицетворение страны. Она стоит на коленях перед ангелом и крестом, преклонив голову. Скульптурная композиция установлена на эмблеме царской власти – державе, украшенной необычным узором.

Фигура женщины

По задумке скульптора, орнамент из крестов передает идею единства самодержавия и церкви. Опоясывает державу памятная надпись о событии, в честь которого и установлен монумент, – призвании Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Русь.

Установить такой памятник было решено к 1000-летию этой важной в истории страны даты.

Обходя памятник по кругу, можно познакомиться с важнейшими этапами истории России. Первая сцена посвящена зарождению государственности в 862 году.

Призвание Варяг

Зрители видят призванного на Русь Рюрика. На его голове остроконечный шлем, на плечи наброшена звериная шкура. Справа от варяжского князя расположен символизирующий язычество бог Велес. Каждая следующая композиция рассказывает о новом значительном событии – крещении Руси, Куликовской битве, начале династии Романовых, создании Российской империи.

Петр 1

Отдельного внимания достойна сцена, посвященная основанию самодержавного царства Русского в 1491 году. В ногах у Ивана III лежат побежденные враги – литовец и ливонский рыцарь, меч которого сломан. На царе шапка Мономаха, в руках он держит символы государственности – скипетр и державу. Перед государем склонился воин Золотой Орды, передающий бунчук – знак власти.

Иван 3

Фигуру Ивана Грозного вы не увидите. Это вовсе не упущение скульптора. Казни бояр и разгром Новгорода, произошедшие в его правление, оставили тяжелый след в сердцах жителей города, в котором решено было установить памятник. Поэтому сочли, что бронзовая фигура царя тут будет неуместна.

Каждая скульптурная группа размещена в направлении одной из частей света. Такое расположение композиций выбрано неспроста, а отражает заслуги царей в укреплении определенных границ государства.

Уникальные памятники Великого Новгорода

В городе очень много памятников и интересных скульптур, но мы расскажем лишь о нескольких, которые особенно ценятся среди туристов:

  • Памятник Сергею Рахманинову. Он расположен в Кремлёвском парке, открыт был совсем недавно – летом 2009 года, к 1150-му юбилею города. Великий композитор опирается на парковую скамейку, как будто остановился послушать свою же музыку, которая действительно льётся из динамиков, установленных на фонарных столбах. Звучат четыре концерта Сергея Васильевича, симфонии, сонаты, вариации. Вся композиция сделана из бронзы.

    Памятник Сергею Рахманинову в Великом Новгороде

  • Самаый молодой в Новгороде памятник – Святым Петру и Февронье. Его открыли осенью 2012 года. И сразу в городе появилась традиция – в день бракосочетания к святым обязательно приезжают молодожёны и просят о счастливом супружестве, любви и верности. Трогательная композиция расположена неподалёку от Покровского Собора Зверина монастыря.

    Памятник Святым Петру и Февронье в Великом Новгороде

  • После прогулки по Кремлю отправляйтесь на набережную Александра Невского, которая протянулась вдоль реки Волхов от церкви Бориса и Глеба до Гостиного двора. Здесь вы увидите ещё одну достопримечательность города – симпатичного бурого мишку, сидящего на лавочке. Местные жители рассказывают притчу: пришёл он из леса в город, да так ему здесь понравилось, что уселся на лавку, любуется рекой и ждёт прохожих, которые непременно захотят присесть с ним рядом и сфотографироваться.

    Скульптура «Медведь на скамейке» в Великом Новгороде

  • Скульптура «Рисующий мальчик». Она тоже расположена на набережной Александра Невского, ведь отсюда открываются замечательные виды Волхова, Кремля, так и хочется рисовать чудесные пейзажи. Как и на мольберте у мальчика – старинный Кремль и проплывающая по речке ладья. Хоть статуя и молодая, но уже сложилась традиция – каждый начинающий новгородский художник обязательно должен расположиться рядом с мальчиком и нарисовать свою первую картину с натуры.

    Скульптура «Рисующий мальчик» В Великом Новгороде

  • «Монтёр и кошка». В 2010 году в сквере политехнического колледжа появилась необычная скульптурная композиция. Автор назвал его «Глаза в глаза», изображает он, как электромонтёр снимает с верхушки деревянного столба кошку, которая не может спуститься самостоятельно. Скульптор во время создания памятника учился лазить по столбам, чтобы придать своему герою правильную позу.

    Скульптурная композиция «Монтёр и кошка»

  • «Уставшая туристка». На самом спуске с пешеходного моста через речку Волхов присела на парапет девушка и наслаждается открывающимися видами. От усталости она даже сняла свои туфельки, которые стоят рядом. Это – излюбленное место туристов, каждый обязательно считает своим долгом посидеть рядом с девушкой и положить на счастье монетку в её туфельку. Недаром говорят: «Что в Великом Новгороде, что пожелаешь, то и сбудется». Именно так сделал и председатель правительства России Дмитрий Медведев, когда посещал с визитом этот город.

    Скульптура «Уставшая туристка» в Великом Новгороде

В поисках чуда» или «Животные Новгорода»

Скульптуры стали изюминкой Новгорода, местные туристические сайты даже предлагают тематические экскурсии: например, маршрут «В поисках чуда» или «Животные Новгорода». Мы решили устроить вам свою маленькую экскурсию и покажем те новгородские памятники, которые смогли найти за один день.

Начнем, конечно же, с набережной Волхова, самого удобного и красивого места для установки скульптур. У подножия пешеходного моста расположилась статуя отдыхающей туристки. Чуть дальше по набережной, в стороне от дорожки сидит бронзовый рисующий мальчик:

Летом на скамейке в маленьком сквере на набережной сидит добродушный косолапый мишка. Зимой, чтобы мишка не мерз, его переносят внутрь стоящего рядом торгового центра:

Легендарная птица Сирин в клетке сидит в самом конце того же скверика:

Возле входа в городскую баню стоит целое семейство мойдодыров:

На аллее, ведущей к Новгородскому политехническому университету, электромонтажник снимает со столба маленького котенка:

А вот более традиционный вариант – памятники Петру I в пересохшем устье реки Гжень и изобретателю паровой машины Ивану Ивановичу Ползунову возле железнодорожного вокзала:

Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

До ХVIII века неподалёку от Свято-Юрьева мужского монастыря располагалось село Витославлицы. Населённого пункта давно уже нет, но в честь него назван музей народного деревянного зодчества. В 1964 году в Министерстве культуры РСФСР решили основать музейный комплекс под открытым небом, где будут собраны древние российские памятники архитектуры, выполненные из дерева. Одной из первых в «Витославлицы» приехала церковь Успения Богородицы из деревни Курицко, потом из деревни Рышево перевезли избу Марии Екимовой.

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде

Попав сюда, ощущаешь себя в настоящей русской деревне с её часовнями, храмами, амбарами, избами, мельницами, кузницами, житницами и конюшнями, а вокруг повсюду растут вековые ели. Почти во все сооружения разрешается заходить внутрь, где можно рассмотреть быт, утварь, мебель и представить себе, как жили наши далёкие предки. Среди всех шедевров зодчества особенно величественным выглядит дом графини Анны Орловой-Чесменской. Внутри него работает выставка «Народное искусство Новгородского края». А как интересно рассказывают о крестьянском хозяйстве экскурсоводы, одетые в национальные костюмы. Рядом работает ярмарка, где можно приобрести сувениры на память.

Если вам повезёт, то можете попасть на фольклорный фестиваль, концерт колокольной музыки или народные гуляния, которые часто устраивают в «Витославлице».

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.
В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

Памятник «Тысячелетие России»

Другие интересные музеи

Среди других новгородских музеев обязательно посетите:

Архитектура в период сильного княжества

Примечательно, что в период сильного Новгородского княжества возводились весьма немногочисленные, но при этом довольно монументальные соборы. Например, Николо-Дворищенский, собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенные с 1113 по 1119 годы.

С началом второй трети XII века в Великом Новгороде начинается новый этап в строительстве храмов. Такое изменение в архитектурной характеристике города является следствием изменения политического строя Новгородского государства. Это выражается, преимущественно, в более скромных формах зданий церквей, выстроенных во многих частях города. К сооружениям этого этапа в архитектуре Великого Новгорода можно отнести:

  • церковь Благовещенья на Мячине;
  • церковь Петра и Павла на Синичьей горе;
  • храм Ильи на Славне.

Завершением вышеописанного этапа можно считать последнее сооружение при правлении князя Ярослава Владимировича – церковь Спаса Нередицы. Эта церковь совсем не отличалась от боярских и купеческих приходских церквей того времени.

В связи с функциональными особенностями Великого Новгорода того времени (он являлся не только политическим центром, но и своеобразным оплотом христианства), вблизи города было размещено огромное количество церквей, а также Свято-Юрьев мужской монастырь, который был построен в XI веке. Двенадцатым веком датируются такие сооружения, как Варлаамо-Хутынский и Спасо-Преображенский женский монастыри.

Софийский собор

Новгородская карта пестрит куполами православных храмов, соборов и монастырей. Самый древний, почитаемый и красивый – Собор Святой Софии, он считается символом Великого Новгорода. Величественное сооружение возвели на заре ХI века.Изначально он был деревянным, но сгорел во время пожара. И тогда князь Владимир повелел возвести каменную церковь.

Софийский собор Великого Новгорода

Из пяти куполов четыре выполнены свинцовыми, а пятый, самый мощный, отливает золотом в солнечных лучах. Если внимательно посмотреть, то на его кресте можно увидеть фигурку голубя. Существует красивая легенда, что в 1570 году, когда войско Ивана Грозного жестоко лютовало над новгородцами, вокруг собора летал голубь. Увидев сверху всё происходящее, он сел на крест и стал каменным от горя. Позднее одному монаху было явление Богородицы. Она поведала о том, что Господь послал городу птицу в утешение. Пока голубь сидит на кресте, в Великом Новгороде всё будет хорошо. В период Великой Отечественной войны крест, как трофей, вывезли в Испанию. Лишь в 2004 году российский Президент Владимир Путин договорился с королём Испании, и крест вернулся на родину. Сейчас он размещается внутри собора, а на верху купола копия.

Архитектура Великого Новгорода

Архитектура Великого Новгорода неразрывно связана с историей города и историей страны в целом. Жители города издревле считались искусными плотниками, возводившими шедевры архитектуры из дерева. Впоследствии именно новгородцы первыми освоили принципы строительства из камня.

Новгородский Кремль-Детинец

Новгородский Кремль-Детинец

История города начинается в 9 веке со строительства деревянной крепости-кремля, ставшей впоследствии сердцем Новгородского княжества. В первоначальном деревянном варианте крепость была круглой и раза в два меньше той, которую можно увидеть сейчас. Уже в 1044 году стены кремля стали постепенно заменять на каменные, но это строительство растянулось почти на 4 века. Только в 20-х годах 15 века Новгородский Кремль-Детинец стал окончательно каменным. Это старейший из всех кремлей на территории России, сохранившийся до наших времен. Внутри него расположились Владычная палата и двор, резиденция архиепископа и храмы. Владычная или как ее еще называют Грановитая палата – единственное строение 15 века в России, которое относится к готическому стилю. Владычный двор – старейшая часть Кремля. Первоначально деревянный, он был обнесен камнем в 12 веке и являл собой своеобразную крепость внутри крепости.

В середине 11 века в Кремле возводят собор Святой Софии, который хоть и не впечатляет своими размерами и особой красотой, как более поздние храмы, является одним из величайших памятников архитектуры мирового значения. Это один из первых христианских храмовых комплексов из камня. Шестиглавый храм из камня возвели в период с 1045 по 1050 год на месте деревянной церкви по велению Ярослава Мудрого. Первоначальное деревянное здание храма возвели с приходом христианства одним из первых на Руси на месте старого языческого капища. В начале 12 века Софийский Собор стал символом Новгородского государства.

Софийский Собор

Софийский Собор

Что интересно, в период сильного княжества в Новгороде возводятся довольно немногочисленные, но монументальные и грандиозные соборы: в 1113 году — Николо-Дворищенский, в 1117 году – собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, в 1119 году — Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Начиная со второй трети 12 века, в Новгороде отмечается новый этап строительства храмов, что явилось результатом изменения политического строя Новгородского государства. На смену парадности княжеских соборов приходят более скромные, но многочисленные церкви, выстроенные по всему городу, такие как церкви Благовещенья на Мячине, Петра и Павла на Синичьей горе, или храм Ильи на Славне. Последней постройкой князя Ярослава Владимировича стала церковь Спаса Нередицы, но она уже ничем не отличалась от скромных купеческих и боярских приходских церквей этого периода. Для сооружения каменных зданий 12-13 веков использовали кладку из грубоколотого ильменского серого известняка.

Так как город в те временя являл собой не только политический центр, но и оплот христианства, вблизи города также расположились множество церквей, а также Свято-Юрьев мужской монастырь 11 века, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь 12 века.

Последующие исторические периоды не привнесли столь значимых архитектурных объектов в облик города, как период его основания и господства. Город уже не играл такой большой роли в жизни страны, и ему не уделялось должного внимания. Внимание правителей было приковано теперь к Москве, а в последствие и к Санкт-Петербургу, Новгород же превратился из центра политической жизни в среднестатистический российский город-крепость. Усугубило ситуацию и то, что он неоднократно подвергался нападениями и разрушениям.

Несмотря на то, что он являлся центром Новгородской губернии, в архитектурном плане город продолжал деградировать, как в дореволюционный, так и в советский период. После очередных разрушений периода Великой Отечественной войны город был практически отстроен заново. Что удивительно, несмотря на большие испытания, выпавшие на долю этого великого русского города, большая часть памятников архитектуры сохранилась и дошла до нас практически в первозданном виде.

Что ещё нельзя пропустить?

К сожалению, не получается предоставить вам фото с описанием каждой новгородской достопримечательности, о них можно говорить бесконечно. Вот ещё совсем кратко о тех местах, куда вам нужно обязательно попасть:

  • Рюриково Городище. Учёные предполагают, что именно на этом месте Рюрика призвали на княжество. До сих пор во время археологических раскопок здесь находят грамоты из бересты, украшения, предметы обихода и печати.

    Рюриково Городище в Великом Новгороде

  • Ярославово дворище. Этот памятник архитектуры получил своё название в честь Ярослава Мудрого. Когда-то на этом месте собиралось вече. Сейчас здесь очень здорово гулять, присесть у воды на мягкую траву и полюбоваться красотами соборов. От этого места исходит непередаваемая атмосфера, чувствуется исторический дух.

    Ярославово дворище в Великом Новгороде

  • Провести незабываемое время на природе можно, отправившись к озеру Ильмень. Здесь имеется много туристических баз и мини-отелей на любой вкус и кошелёк. Побывайте в деревнях Коростень и Пустошь, вот уж где по-настоящему можно насладиться русским колоритом.

    Озеро Ильмень близ Великого Новгорода

  • Любителям культурного отдыха стоит побывать на постановках театра драмы имени Ф. М. Достоевского, новгородского театра «Малый», в филармонии.
  • Ну и, конечно же, посетите монастыри – Юрьевский, Деревяницкий, Николо-Вяжищский, Михайло-Клопский, Варлаамово-Хутынский, Антониев, Десятинный, Перынский скит. Отсюда выходишь со светлыми мыслями и чистою душою.

Сюда едут многочисленные туристы со всего мира, чтобы познакомиться с русскими традициями, посмотреть, откуда брала своё начало матушка Русь. Тем, кто особенно интересуется архитектурой, зодчеством и памятниками православия, обязательно надо посетить гордый, великолепный и в то же время тихий, спокойный и уютный Великий Новгород.

128 фигур памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь. Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн. Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:


призвание варягов на Русь (862 год) Крещение Руси (988-989 год) Куликовскую битву (1380 год) Образование единой Руси (конец XIV века) Начало династии Романовых (1613 год) создание Российской империи (1721 год)

Нижняя часть монумента. В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры. Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители. 1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

Государственные люди 1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои 1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский. Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты. В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам: Кузьме Минину в Нижнем Новгороде Александру II в Ростове-на-Дону Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня. В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры. В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

Источник:Wanderings.Online

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: