Приморско-Ахтарск, курорт или деревня? Отзыв.


Ежегодно в летний отпуск Егор вместе со своей женой и двумя детьми 7 и 9 лет приезжают на своем автомобиле в город Приморско-Ахтарск. Глава семьи делится яркими впечатлениями и некоторыми возникающими трудностями во время отдыха.

Гид по курортам Азовского моря

Преимущества отдыха у Азовского моря

  • невысокие цены на проживание в мини-отеле;
  • неглубокое и всегда теплое в летний период море;
  • грязевое лечение;
  • красивая природа;
  • чистых воздух;
  • свежие фрукты и овощи преимущественно с частных садов и огородов.

Как добраться в Приморско-Ахтарск из Москвы

Ближайшие аэропорты и железнодорожные вокзалы находятся в Ейске и Краснодаре.

  • Самый быстрый способ добраться до Краснодара — это перелет (в Ейске аэропорт пока закрыт). Несколько раз в день из 3-х аэропортов столицы отправляются рейсы в этом направлении. Время пути составляет всего 2 часа. Цена за билет в летний сезон значительно повышается — от 4 т.р. за человека.
  • Поездка на поезде экономичней — от 2000 рублей. Между Москвой и Краснодаром насчитываются более 12 прямых маршрутов, можно выбрать более подходящее время отправления. Времени на дорогу уйдет до 30 часов. Но существует альтернативное решение — приобрести билет на фирменный поезд 104 В по цене 5000 рублей, который довозит пассажиров за 19 часов.
  • В Краснодар можно добраться на автобусе. Время пути — 22 часа, цена одного билета — 2000 рублей. Это один из бюджетных вариантов путешествия, но создает некоторые трудности для тех, кто привык путешествовать с комфортом.

Далее до Приморско-Ахтарска:

  1. На машине за 3-3,5 часа. Стоимость такси из Ейска составляет 2500 рублей, из Краснодара 3180 рублей.
  2. На автобусе (если ехать из Ейска, придется делать пересадку в Краснодаре). Цена билета до Краснодара 533 рубля, из Краснодара далее — 412 рублей.

Экономичный вариант для путешественников — поездка на своем автомобиле. В этом случае появляется возможность распоряжаться собственным временем, делая остановки, чтобы перекусить или сфотографироваться. Подробнее: как подготовиться к длительной поездке на машине с детьми.

По автотрассе М 4, которая называется «Дорога к морю», из Москвы до Краснодара можно доехать за 16 часов. Стоимость поездки в одну сторону составляет около 3500 рублей на бензин. По дороге можно остановиться на ночлег, например, в Ростове-на-Дону в отеле «Венеция» и заплатить за номер 1600 рублей.

На трассе много заправок и кафе, где можно поесть и отдохнуть. В сумме это выйдет около 2000 рублей. Если взять еду с собой, то по цене это выйдет примерно в 1000 рублей.

Моя супруга страдает аэрофобией и тяжело переносит длинные путешествия на автотранспорте, поэтому мы всегда выбираем железнодорожный маршрут на фирменном поезде.

Время его прибытия в Краснодар в 05:50 утра. Это нам очень подходит, так как с автостанции рейсовый автобус до Приморско-Ахтарска отправляется в 06:30 утра. Железнодорожный вокзал находится через дорогу от автовокзала, и путь занимает 2 минуты пешком.

Билет до курортного города стоит 389 рублей с человека. До Приморско-Ахтарска мы благополучно доезжаем за 3,5 часа, без пробок и происшествий. Приятно удивляет вежливость водителя автобуса, в салоне работает кондиционер, а пассажиров в начале лета немного.

Где разместиться для отдыха

Проживание в Приморско-Ахтарске может быть недорогим и комфортабельным одновременно. Выбор жилья здесь большой: от отелей и базы отдыха до гостевых домов и частных секторов.

Одним из видов удобного отдыха является аренда дома на берегу моря. Условия проживания во многом не уступают гостиничным номерам других курортных городов, но вокруг все будет напоминать большую тихую деревню. Дома под сдачу для отдыхающих находятся преимущественно вблизи набережной, рынка и магазинов.

На самой набережной располагается современный отель MariSol. Гостиничный комплекс предлагает гостям завтрак, входящий в стоимость проживания, различные виды досуга, бассейн и караоке-бар. Плата за проживание в сутки в однокомнатном номере за 2 человек — 2000 рублей. В нашем случае пришлось бы еще доплатить дополнительно за двоих детей 900 рублей.

В трех километрах от центра находится база отдыха «Лотос». На ее территории туристы останавливаются в комфортабельном трехэтажном корпусе либо в уютных летних домиках. Базе отдыха принадлежат:

  • собственный пляж с обслуживающим персоналом;
  • столовая с трехразовым питанием;
  • три футбольных поля;
  • волейбольные площадки;
  • теннисные столики.

Здесь же предлагают увлекательную экскурсию по городу и за его пределы. С маленькими гостями работают профессиональные аниматоры. Стоимость проживания в четырехместном стандартном номере в сутки за взрослого человека — 1250 рублей, за ребенка до 10 лет — 1100 рублей.

Аренда жилья в частном секторе — один из недорогих вариантов для отдыха в Приморско-Ахтарске. Преимущество такого дома перед отелями заключается в возможности в любое время приготовить самостоятельно шашлык на мангале, понежиться в висящем во дворе гамаке, приобрести овощи и фрукты с личного огорода хозяев дома. Можно найти жилье стоимостью от 300 рублей с человека. Но можно попасться на недобросовестного арендатора, который не будет нести ответственность за качество проживания в его доме.

Мы обычно останавливаемся в доме на ул. Крамаренко. Считаем это место одним из удачных. Домик находится в 100 метрах от моря, условия проживая прекрасные: отдельный санузел и душ, телевизор, холодильник, кондиционер. Во дворе тренажер, детская площадка, мангал, гамак. В шаговой доступности необходимая инфраструктура: от магазинов до аптек. Обстановка больше напоминает домашнюю, но за невысокую цену в размере 400 рублей в сутки за человека, нас устраивает.

Как место для порта искали

Как место для порта искали 1847г.

Совсем недавно в Приморско-Ахтарске искали место для строительства порта, ведь после распада СССР основными портами на юге России стал Новороссийск, который не в состоянии справиться с возрастающим грузопотоком. Выход видится в реконструкции действующих портов, а также в возрождении малых портов Азовского моря. Дискуссии велись о том, где строить порт – на берегу Ахтарского лимана или севернее города, чтобы не нарушить экологическую обстановку в курортном городе.

Порт просто необходим, так как с его возрождением наш район возродится в экономическом отношении, это и рабочие места для наших жителей, и поступления в бюджет района. Многие ахтарцы, даже и не подозревают, о той значительной роли порта в жизни города, которую играл он в прошлом. Вот, как говорится, свидетельство из «глубины веков».

Из протокола заседания горсовета города Приморско-Ахтарска, Славянского отдела, Кубчеробласти. Под председательством т. Тарасова, при секретаре т. Пошивайло. 9 марта 1924 г.

На повестке дня вопрос: «О расширения границ Ахтарского порта» Докладчик Тарасов указал, что если оставить порт в тех границах, в которых он утвержден заседанием Совета, то порт развиваться, и существовать не будет. Намеченные планы в отношении постройки мола, чистки канала ковшами нереальны за отсутствием территории, последний будет закрыт, что поведет к совершенному упадку в промышленном и экономическом отношениях города и создаст большую, против существующей безработицу.

Постановили: Вопрос расширения границ территории Ахтарского порта – государственной важности, т.к. с возрождением такового, последний явится главным подсобным пунктом Новороссийскому порту, по переправе сельскохозяйственных продуктов на внешние рынки. Что даст возможность производить переброску продуктов усиленными темпами и приведет к скорейшему укреплению нашей хозяйственной мощи с одной стороны, развитию промышленности и изжитию безработицы с другой. А посему:

1) План порта .. .утвердить.

2) Просить НКПС (Народный Комиссариат путей сообщения), в самом срочном порядке приступить к очистки канала, с таким расчетом, чтобы к предстоящему сезону была проведена его очистка, и водный путь был полностью восстановлен.

Кроме того, просить также приступить к укреплению берега, отпустив на это специально ассигнованные суммы».

В 1924 году «отцы города»9 старались возродить порт, который, как они считали, и государству принесет выгоду и вернет зажиточную жизнь поселению. Но обстановка в стране изменилась коренным образом, на первое место встала политика, а уже потом экономика, да и заграничная торговля стала монополией государства.

Однако вернемся в уже такой далекий от нас, 1847 год. Именно зимой 1846-1847 гг. начинаются поиски бухты для строительства войскового порта. Первоначально претендовали четыре бухты.10

  • Очаковская, в настоящее время ее не существует. А находилась она на оконечности Ейской косы, где последняя раздваивалась, образуя глубокую бухту. Эта коса являлась собственностью помещика П. Сарандинаки. Его приятель, неаполитанский вице-консул Яков де Росси, усиленно старался свои идеи претворить в порт, надеясь на благодарность приятеля.
  • Ясенская коса и Бейсугский лиман, но после исследования этого места в начале июля 1847 года, ее признали «вовсе неудобной для учреждения порта».
  • Ейская коса и
  • Ахтарский лиман.

Задача была поставлена серьезная, Наказной атаман Черноморского казачьего войска дает распоряжение прикомандированному к штабу Черноморского казачьего войска картографу капитану Фалькенгагену побывать в означенных местах и составить карты бухт и описания прилегающей к ним местностей.

Эти уникальные документы сохранились в фондах государственного архива Краснодарского края. Вместе с топографом, на Атарскую косу поехал коммерсант Посполитаки – войсковой старшина, керченский грек, брал на откуп меновые дворы, винную монополию, рыбные промыслы, солеварни, мануфактурную торговлю и пр., крупный коммерсант, уплачивал в год в войсковую казну до 50 тысяч рублей откупных, был связан со спекулянтами и контрабандистами. Имел рыболовные заводы в Бейсугском лимане, на Ачуевской косе, поэтому был заинтересован в устройстве порта именно в Ахтарском лимане, ближе к своим владениям.

В мае 1847 года они побывали на Ахтарской косе, проехали по территории современного Приморско-Ахтарского района, обо всем увиденном они рассказали в своих рапортах. Искали они, как уже говорилось, удобную бухту для строительства порта, который должен был «преподавать жителям Ставропольской губернии и войска Черноморского новые средства к успешному и выгодному сбыту за границу произведений их сельского хозяйства и тем самым способствовать развитию всех отраслей промышленности в этом крае…».

К тому времени Черноморское побережье еще не было завоевано, там до 1864 года, шла кровавая, изнурительная Кавказская война. Оставалось мелководное Азовское море, на восточном побережье которого, как мы уже знаем, наиболее подходящими для строительства порта считались Ахтарский и Ейский лиманы. Первый рапорт от подполковника Посполитаки.

Отправился на Ахтарскую косу с капитаном Генерального Штаба Фалькенгагеном, для соображения на месте с какими удобствами или невыгодами может быть сопряжено устройство там пристани. Внимательно исследовал с ним на месте все обстоятельства, необходимые для сего дела. Имею честь доложить, что:

1-е) Значительные ближайшие поселки к Ахтарской косе: от юго-востока – станица Новоджерелиевская, от востока – Бриньковский поселок, а от юга – Новонижестеблиевская станица (в настоящее время это станица Гривенская). От станицы Новоджерелиевской до Ахтарской косы полагают 45 верст, но между ними по пути есть несколько домов хуторами поселенных на небольшой речке Сенгели, вытекающей из гирла Бейсугского лимана. Дорога от ст. Новоджерелиевской до самой косы хоть идет глухой степью, но во всякое время удобна потому, что лежит на местах возвышенных и богатых обильными кормами. Почти посредине прерывается речкою Сенгели, и на всем протяжении не имеется ни болотистых низменностей, ни ериков, которые могли бы затруднить путь в дождливое или ненастное время. От Бриньковского поселка до Ахтарской косы полагают около 25 верст, между ними дорога гладкая, тянется по высоким берегам моря. Кормами богатая и во всякое время удобная. Земля здесь плодородная и весьма способная к хлебопашеству…, отлично родит всякого рода хлеб и лен, но по малому народонаселению хлебопашество еще неразвито, от местных жителей для опыта взял я пробы тамошнего хлеба и льна, которые при сем имею честь представить.

Грунт тамошней земли, по моему замечанию, имеет большое сходство с грунтом таманским. Природа вообще роскошная, а климат очень здоровый, лихорадки и прочие болезни, так свойственные вредному климату Земли ‘Черноморской, здесь, по уверению жителей, бывают изредка.

На земле, находящейся между Ахтарской косою, Сенгильскими хуторами, Бриньковским поселком, как местом привольном для зимовки рогатого скота, овец и лошадей, от разных станиц устраиваются зимовники, где отрываются копани (колодцы), из коих поют скот и сами люди довольствуются водой. Вода вообще годна к употреблению, бывает частично пресною, но если попадается и солощавая, то всегда здоровая.

От Новонижестеблиевской до Ахтарской косы полагают около 35 верст, дорога между ними также удобная, кормами и пресною водою обильная. Берега от Ахтарской косы до Бриньковского поселка высокие, песчаные и во многих местах обрывистые. Возвышенность берегов оканчивается собственно близ Ахтарской косы, а отсюда они скатом понижались и отсюда же все низменности начинать получили свое начало.

Близь самой косы к югу находятся соляные озера, а к западу, по низменности, рыболовные места до Ачуевской косы и ст. Новонижестеблиевской.

На Ахтарской косе есть небольшой, так называемый Ахтарский поселок, заключающий в себе вместе с рыбными заводами около 15 домов. Жители пользуются здесь колодячей (т.е. колодезной), несколько солощавою водою, по утверждению их, очень здоровою водою, в которой и при большом стечении народа при гребке соли и ловле рыбы недостатка не бывает как для самих жителей, так и для рабочего скота. От Ахтарской косы, на восток по дороге к Бринькову, в 3-х верстах образовался против песчаного обрыва небольшой скат к южной стороне, называемый «Шамраева балка», от которой на север и до обрыва, составляющего берег моря, будет около 3-х верст. На этой балке поселилось около 8 домов, которые пользуются в изобилии из колодезей, пресною, вкусною и здоровою водою. На этом месте без всякого стеснения для рыболовных заводов можно поселить 1000 душ мужского пола станицу, которые, судя по плодородию и обширности неисчислимых довольствий, никогда не смогут ни других стеснять, ни сами в строгих стеснениях быть.

2-е) Между Ахтарскою и Ачуевскою косами рукавами впадают воды моря, которые составляют превосходную бухту, с трех сторон защищенную материком, весьма удобную для нагрузки каботажных судов, поднимающих от 5 до 10 тыс. пудов, и спокойную для стоянки и зимовки. Ихь ширина бухты от 2 до 3 верст, длина ее около 5 верст. Глубина ея от берега Ахтарской косы на 1/4 версты 2 аршина и больше, на 1/2 версты – от 2 до 3 аршин, на 1 версту от 3 до 4 аршин. Если устроить пристань на 50 сажень от берега могут баркасами нагружаться свободно и успешно принять все грузы в бухте этой. А мелкие суда могут пристать вплоть к пристани. Фарватер для хода судов просторный, без отмелей… всегда почти одинаковый и всегда удобный. Это соответствует Бердянскому заливу, лежащему на противоположном берегу моря.

От Ахтарской косы до Керчи ходу по-прямой беспрепятственно… 110 вёрст. Сюда нередко привозят из Керчи камень соль на каботажных судах. Без затруднений, даже в дурное время, выгружаются и загружаются рыбою, которую вывозят в порты Керченский и Мариупольский. Из Ростова так же доставляют сюда на каботажных судах нить, бечеву и прочие материалы, необходимые для рыболовства, а так же из потребности случаем хлеба.

Пристань эта перед Ейской косой ить есть то преимущество, что из оной суда идут прямо в Керчь и другие порты Чёрного моря, как, напротив, при рейсах из Ейской косы надобно прежде обогнуть Долгую косу в середину Азовского моря… на сто верст а потом полных полуоборотом на юг следовать в порты Черного моря, что невозможно при одном штиле или ветре.

3-е) Выгоды от устройства пристани на Ахтарской косе, несомненно, важны вообще для Кавказского и Черноморского края. По центральному положению от границы Черномории, близости ее к Керчи и Мариуполю и великому множеству рыбы, тут же вылавливаемой и отправляемой за границу. От Ахтарской косы до ближайших границ Кавказской линии, помимо проложенной дороги около 90 верст, транзитное сообщение везде удобное, идет по возвышенным местностям без всяких натуральных преград. Богатых и обильными кормами, пресною и здоровою водою.

Из Кавказского края, так изобильного превосходною пшеницею, может доставляться пшеница для вывоза за границу, маслобойных семян, отчасти кожи, сала и прочих местных произведений. А из Черномории во множестве кожи, сало, шерсть, отчасти хлеб и маслобойные семена. Нет сомнения, что при постоянном сбыте за границу хлеба и различных произведений хлебопашества и посевы семян маслобойных могут значительно увеличиться, это будет новая, богатая и основательная промышленность Черномории.

Не один сбыт местных продуктов и товаров составит интерес жителей Кавказа и Черномории. Они могут на место в Ахтарях привозить для продажи разные материалы и набирать рыбы, доставлять в войсковые магазины соль из Ахтарских бугров – такое колесо оборотов составит общую выгоду народу и товары войску.

С вероятностью можно полагать, что здесь торговля скоро может получить правильное направление и развиться до общей промышленности. Причем нет причин опасаться недостатка выявленных потребностей, ибо… природа так щедро расточает дары свои…

Съемку Ахтарского берега и бухты доставит к Вашему Превосходительству капитан Фалькенгаген». 3 мая 1847 г.

Ахтарский залив…списать

Вашему вниманию предлагаются выдержки из рапорта капитана Фалькенгагена. Приводить рапорт целиком нет смысла, так как оба они во многом повторяют друг друга. Однако капитан сумел подметить кое-что такое, что упустил Посполитаки: это и бурты войсковой соли, и особенности расположения и устройства колодцев, и старинные курганы и городища.

Ну и разве не удивителен тот факт, что до сих пор выращивается упоминаемая Фалькенгагеном Арнаутка – яровая пшеница, очень богатая клейковиной? Оба рапорта дополняют друг друга и дают более полную картину Приазовья середины XIX века. Из рапорта Фалькенгагена:

Следы плана Ахтарской косы, снятого Фалькенгагеном (а в деле он отсутствует), были обнаружены в Тбилисском архиве. Видимо, план был отправлен Кавказскому Наместнику Графу Воронцову в Тифлис, а после того, как Ахтарскую бухту забраковали, документы сдали в архив г. Тифлиси.

«…Самое прибрежье занято Ахтарским поселком, имеющим 14 домов, при которых находятся склады войсковой соли в буртах (до 600 пудов.), добываемой с прилегающих здесь Ахтарских соляных озер, рыбных заводов, которых считается 9, и в окрестностях этого прибрежья, на впадине, называемой Шамраевой балкою, находится пять хуторов.

Колодцев имеется при Ахтарском поселке 8, которые построены почти в одну линию параллельно берегу. В окрестностях еще 7. Вода добывается на глубине 3-х аршин, несколько солощавая и для новоприбывшего вкусом неприятна, но здоровая и так изобильна, что во время гребки соли несколько тысяч людей со своим рабочим скотом достаточно удовлетворяются. Вырываемые же глубже колодцы дают воду горьковатую и более соленую. Воздух здесь здоровый и благоприятный.

Разбросанные старинные сомкнутые строения, именуемые туземными редантами, как-то: Ахтарский, Острый, Терноватый и проч., свидетельствуют об определенной населенности, и быть может даже важности этого места.

Жители занимаются рыбной ловлей; гребкой восковой соли и доставкой оной в разные пункты. Скотоводством, общим всей Черномории, хлебопашеством, где с успехом произрастают все рода хлеба, в особенности лен, а из пшеницы – Арнаутка».

«Удобством этой бухты может служить то, что в 1833 году во время всеобщего голода в Черномории доставляемая по распоряжению наместника Кавказского князя Воронцова из придунайских провинций пшеница на судах значительной величины была выгружена на этой пристани». 11 июля 1847 г. Екатеринодар.

Следующий документ в этом деле написан в канцелярии начальника гидрографического Черноморского депо. Заголовок на листе плотной белой бумаги – «Ахтарский залив», а ниже дается краткое описание залива и этого места, перечисляются отрицательные факторы:

«Склад войсковой соли и заготовление рыбы в больших количествах привлекают сюда промышленников на каботажных лодках, но трудности в продовольствии (по малонаселенности), совершенный недостаток в пресной воде и неудобства погрузки по неимению пристаней, удерживают их от частых посещений этого залива. Жители поселка принуждены привозить воду из хутора за 7 верст; в колодцах же вода солено-горькая.. .».

Основываясь на вышеизложенном, в левом верхнем углу имеется размашистая надпись «списать», сделанная красным карандашом. А 23 марта 1848 года появляется Указ Николая I «Об учреждении города Ейска и открытии порта у Ейской косы».

Вот так, в середине XIX века наши Ахтари могли стать Войсковым портом, подвела вода, точнее, отсутствие хорошей питьевой воды на Ахтарской косе.

2, всего, сегодня

Погода и купание

Для Приморско-Ахтарска характерна мягкая зима, без устойчивого снежного покрова. Весной здесь особенно приятно и легко проводить много времени на свежем воздухе, прогуливаясь вдоль пляжа. Купальный сезон обычно открывают в начале мая, так как мелководное море быстро прогревается под лучами солнца. Купаться можно до конца сентября.
Погода в Приморско-Ахтарске

МесяцСредняя
температура
Средняя
влажность
Средняя
температура

воды в море

Январь-0.3°С85%3.5°С
Февраль+2.9°С83%3.6°С
Март+7.2°С74%4.2°С
Апрель+11.4°С67%10.3°С
Май+16.5°С67%18.9°С
Июнь+22.3°С65%24.5°С
Июль+25.2°С64%26°С
Август+27.6°С52%25.5°С
Сентябрь+23.4°С64%23°С
Октябрь+12.3°С72%14.3°С
Ноябрь+5.2°С71%8.4°С
Декабрь+2.8°С85%4.2°С

Приморско-Ахтарск

Приморско-Ахтарск

Дождей в Приморско-Ахтарске бывает мало – в году примерно триста солнечных дней. Это абсолютный рекорд в России. Вода в неглубоком море прогревается очень быстро, иногда до +32,5 градусов по Цельсию. Приморско-Ахтарск расположен у открытого моря или так называемого “Лукоморья”, но Азовское море рядом образует залив – и практически со всех сторон город окружен лиманами и плавнями. Это обстоятельство способствует созданию очень мягкого, теплого климата. Морской бриз смягчает дневную жару. Дома и улицы города утопают в садах, кругом цветы и виноградники.


Незабываемое впечатление производят плантация индийского лотоса, плавни, лиманы. Экстремальные виды спорта, аттракционы, игровые клубы, кафе – все к услугам гостей южного города. И любителям активного отдыха есть чем заняться – рыбалка здесь потрясающая. Потрясающее впечатление производит и вечерний закат – стоит провести один вечер на набережной, наблюдая медленно погружающееся в море солнце, и это ощущение вы не забудете на протяжении всей своей жизни.
Азовское море значительно теплее Черного, мельче, пляж – не хуже знаменитых анапских пляжей: песок и мелкий ракушечник. В городе есть только один центральный пляж, но зато он очень большой и места на нем хватает всем. Длина береговой линии, оборудованной под пляж, составляет почти километр. Ширина пляжа – 30 метров. На берегу – песок и ракушечник с редкими вкраплениями гальки. Дно моря понижается очень постепенно – почти 30 метров продолжается мелководье глубиной до 1 метра. Море прогревается очень быстро и летом температура воды напоминает парное молоко.

Пляж полностью оборудован для полноценного отдыха – есть всевозможные водные горки, прокат скутеров, катамаранов, бананов, шезлонгов, зонтиков. Вдоль линии пляжа множество летних кафе и сувенирных лавок. Рядом с пляжем расположены развлекательные комплексы и рестораны при отелях, куда, конечно же, может отправиться отдыхать после купания любой желающий.

Сама вода в Азовском море целебная, волны поднимают со дна взвесь лечебной грязи. Мы настоятельно рекомендуем и взрослым, и детям подольше купаться в Азовском море – не менее 1-2 часов в день, а также принимать песочные ванны, ведь в песке большое содержание биоактивных веществ, благотоворно влияющих на организм человека. Обилие фруктов, которые, надо сказать, значительно дешевле, чем на Черноморском побережье.

И что немаловажно – рыбалка! Здесь просто идеальные условия для рыбалки! Берег моря буквально усеян базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями, пансионатами. Здесь, конечно, нет той буйной растительности, которая поражает взор, когда путешествуешь от Новороссийска до Сочи. Пейзаж несколько однообразен: ровная полоса песчаного пляжа, синь моря, раскидистые ивы, пышные кустарники.

Но, попав сюда, человек неожиданно ощущает ту тишину и покой, которых не найдешь ни в шумном Сочи, ни в знойной Анапе. Удаленность города, от перегруженных южных автотрасс придает особенный шарм отдыху на Азове.

Краткая характеристика

Приморско-Ахтарск — город в России, административный центр Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Население 32,4 тыс. жителей (2005). Расположен на берегу Азовского моря, в 151 км к северо-западу от Краснодара. Морской порт. Ж.д. станция, автостанция. Аэропорт. Город основан в 1829 году. GPS координаты Приморско-Ахтарска: 46°04”N 38°17”E Телефонный код Приморско-Ахтарска: 86143 Ближайший аэропорт: Ейск Ж.д. станция: Ахтари Пристань: Приморско-Ахтарск Расстояние (км) до Краснодара : 151, до Москвы: 1520, до Ст. Петербурга: 2199. Климат: Зима мягкая, влажная, устойчивого снежного покрова не образуется.

Средняя температура января −0,8 °C. Лето очень тёплое, средняя температура июля +24,6 °C. Относительная влажность около 75 %. Купальный сезон с мая по сентябрь (температура воды в море и Ясенском заливе от 19 °C до 25 °C). В году в среднем 235 солнечных дней и 133 дождливых.

Давным-давно здесь стояла турецкая крепость с красивым и смешным названием Ахтар-Бахтар, что переводится с тюркского как “Белый утес на берегу моря”. В 1774 году крепость была отбита русскими войсками и в 1778 году здесь же построен Ахтарский редут, вокруг которого постепенно стали строиться хаты черноморских казаков.

Богатые рыбой воды Азовского моря, мягкий климат и выгодное географическое расположение способствовали развитию хутора Ахтарского, который в 1900 году получил статус станицы и был переименован в Приморско-Ахтарскую. Но по развитию промышленности и активности уже тогда станицу Приморско Ахтарскую вполне справедливо можно было назвать городом: в начале 20-го века здесь был оживленный порт, куда заходили на погрузку российские и иностранные суда, насчитывалось около тридцати зерновых складов, лимонадный завод, типография, несколько кирпичных заводов, аптека, мукомольни, пекарни и множество частных магазинов. За советское время Приморско- Ахтарская не прекращала развиваться и в 1949 сменила статус, теперь это был город Приморско-Ахтарск, где были построены один из крупнейших в СССР рыбозаводов, судоверфь, завод термоплит, швейная фабрика, к Приморско-Ахтарску была проведена железная дорога.

Маленький городок Ахтари, как ласково называют Приморско-Ахтарск местные жители, экономика которого на сто процентов зависела от “центра” затих, как мотор, в котором кончилось топливо, всего за несколько лет после перестройки. Тысячи людей остались безработными и единственным способом существования для многих стало браконьерство. Но тяжелые времена хоть и медленно, но все же уходят, постепенно в Приморско-Ахтарске развивается индустрия туризма, с началом сезона все больше и больше в Приморско-Ахтарске появляется табличек “сдаю комнату”, все больше на набережной кафе, а на пляже водных аттракционов. Летом вся курортная активность Приморско-Ахтарска сосредоточена вдоль пляжа, днем море и загар, вечером и ночью – прогулки по набережной и дискотеки.

В Приморско-Ахтарске есть ночной клуб, несколько гостиниц. Пляж песчано – галечный, протянулся на несколько километров, вдоль пляжа в основном частные застройки, утопающие в зелени. Приморско-Ахтарск можно посоветовать любителям недорогого самостоятельного отдыха, а также охотникам и рыболовам, вокруг Приморско-Ахтарска множество лиманов и озер, где на всех хватит пеленгаса, щуки, тарани, судака и других видов рыб. Организуются рыбалки на Ачуевской косе и Пальчиковском лимане. В нескольких километрах от города, к северу находится небольшой лиман, где растут лотосы.

Поделитесь с друзьями. Жмите на кнопку Вашей соцсети!

21, всего, сегодня

Еда

В городе множество различных кафе, баров и ресторанов. Кухня, как и во многих курортах, представлена на любой вкус и бюджет. Лучшие общепиты находятся вдоль пляжей.

Мы покупали продукты самостоятельно на рынке или питались в хинкальной на улице Братской. Изумительные хачапури, супы, салаты. Средняя цена за полноценный обед с большими порциями на 4 человек выйдет чуть выше 1500 рублей.

На пляже много торговых точек с уличными десертами. Например, жареное мороженое. Дети были в восторге! Цена за одну порцию — 180 рублей. На набережной в одном из торговых лавок мы ежедневно лакомились полезным кислородным коктейлем с различными фруктово-ягодными добавками. Стоимость одного стакана составляла 60 рублей.

Любители домашней пищи могут приобрести свежие продукты на крупном рынке в центре города. С раннего утра здесь продают домашние яйца, молочные продукты, сыры, сливочное масло. Единственный минус рынка — он закрывается в 2 часа дня. Альтернативой ярмарке служат сетевые магазины «Магнит» и «Пятерочка», которых в городе достаточно.

Цены на продукты ниже, чем во многих регионах страны. Примерные расценки:

  • домашняя сметана — от 600 рублей за кг;
  • домашние яйца — от 50 рублей за десяток;
  • домашний сыр — от 400 рублей за кг.

Фрукты в самый разгар лета стоят очень дешево:

  • черешня — от 80 рублей за кг;
  • клубника — от 70 рублей за кг;
  • абрикосы — от 100 рублей за кг.

Местная питьевая вода непривычна для гостей города. Многие считают ее непригодной для употребления в пищу из-за темно-желтого цвета и неприятного вкуса. Но коренные жители Приморско-Ахтарска считают такую жидкость приемлемой и даже полезной для здоровья. Купить чистую питьевую воду можно в 5-литровых бутылках в магазинах или в специальных аппаратах на разлив — 2 рубля за литр.

Приморско-Ахтарск известен изобилием свежей и вяленой рыбы. Стоит она недорого. Прибрежный город — настоящая находка для поклонников раков с разливным пивом. Можно отправиться на лиманы и самим половить рыбу с арендованной лодки. Часто сюда приезжают рыбаки из других городов ради не скучной рыбалки. Невозможно отсюда уехать домой и не увезти с собой связку сушенной рыбки.

Пляжи и целебная грязь

Азовское море отличается тем, что оно мелководное и очень быстро прогревается. На вид оно кажется грязным, но в действительности это не так. Причина мутной воды в илистых частицах на дне моря, которые поднимаются на поверхность при малейшем волнении моря. Мы были на нескольких пляжах города:

  1. Городская акватория устлана песчано-ракушечной насыпью. Местная администрация постаралась, чтобы на пляже находилось все самое необходимое для морского отдыха: солнцезащитные навесы, детские надувные площадки, пункт медицинской помощи, мусорные баки, прокат оборудования для серфинга.
  2. Пляж, находящийся на хуторе Морозовский — это песчаная лагуна с кристально чистой водой, с плавным заходом в море и удобной автомобильной парковкой.
  3. «Дачный» — это пляжный участок азовского побережья с крупным камнем. Переход в воду здесь резкий, но морское дно ровное.
  4. Пляж «Лотос» — это очень ухоженное место по сравнению с другими пляжами. Мелкий песок, образованный из ракушек, зонтики от солнца, урны, лежаки.

К сожалению, на всех пляжных участках недостаточное количество кабинок для переодевания и туалетов.

Немногие знают, что достопримечательностью курортного города является целебная иловая грязь. Азовская грязь:

  • обладает лечебными свойствами для кожи;
  • имеет профилактическое действие для суставов;
  • является отличным способом улучшить рост волос;
  • снимает различные воспаления;
  • рассасывает рубцы и спайки.

Противопоказанием к лечению грязями являются беременность и заболевания сердца, эндокринные нарушения, варикозное нарушение вен, туберкулез, опухоли и кровотечения.

Местные жители и отдыхающие добираются до ближайшего соленого озера пешком. Перейдя через железнодорожные пути, по грунтовой дороге можно от центра города дойти до лечебных грязей за 40 минут. Достаточно 15 минут, чтобы подействовали полезные свойства. За это время можно дойти до другого лимана, чтобы смыть с себя грязь.

Некоторые туристы набирают ее с собой домой, но это нецелесообразно, так как ее лечебный эффект длится первые 3 часа после забора из воды. Мы были приятно удивлены, что такое уникальное природное богатство города является совершенно бесплатным для использования.

Пляжи поселка Приморский

Пляжный отдых в Приморском представлен узкими пляжными полосками, опоясывающими берег песчано-ракушечными россыпями. Искать на них раздевалки или шезлонги не стоит: просто наслаждайтесь необузданной дикой красотой древних ландшафтов… Море в Приморском теплое, даже дети могут купаться в нем по несколько часов подряд. Но будьте осторожны: от этого они могут «позеленеть»! Дело в том, что в море рядом с Приморским очень много водорослей. Они попадаются и на берегу — сплошной темной лентой подчеркивают кромку воды, засохшие лежат на песке… К этому придется привыкнуть, иначе отдых в Приморском оставит о себе не самые лучшие воспоминания. Жители поселка относятся к водорослям с любовью, не переставая нахваливать их целебные свойства: и целлюлит ими можно победить, и лицо омолодить на десять лет. На пляже в Приморском можно встретить отдыхающих, густо намазывающих разные части тела зеленой субстанцией, получаемой из водорослей.

Развлечения с детьми

Благодаря тихому и размеренному укладу города, отдыхать с детьми здесь приятно. Местный пляж предоставляет множество интересных развлечений: батуты, надувные замки, прокат детских машинок на аккумуляторах. В самом городе нужно постараться найти то, что будет интересным детям разного возраста.

Подробнее об опыте отдыха с детьми в Приморско-Ахтарске

В первый день отпуска нам посчастливилось попасть в заезжий цирк-шапито, который располагался на спортивной площадке в районе авиа-городка. За семью из 4-х человек мы заплатили 1000 рублей.

Парк аттракционов чистый, аккуратный. Но нам он показался очень примитивным. Цена билета за 5 минут катания на карусели — от 30 рублей.

Досуг и экскурсии

Кафе, ресторанов, баров здесь предостаточно. Но порой это кажется очень обыденным. Поэтому каждый год мы не упускаем возможность отправиться на водную экскурсию по озерам и рекам Приморско-Ахтарска.

Самая яркая поездка — это плантация лотосов. Во время прогулки можно встретить диких уток, лебедей, пеликанов. Разрешается потрогать лотосы руками, но рвать их категорически запрещено. Стоимость 3-часового маршрута — не более 600 рублей с человека.

Недалеко от самого города, в станице Бриньковская, находится конная база. Здесь можно покататься в сопровождении опытного инструктора на красивых кубанских лошадях.

Вечером можно сходить в кинотеатр «Родина». Хороший кинозал, уютный холл. Цена такого развлечения — 250 рублей, независимо от возраста зрителя.

Отравления и ротавирусы

Одной из наиболее распространенных проблем со здоровьем во время пляжного отдыха являются острые кишечные инфекционные заболевания, в том числе и ротавирус. Малосоленое и очень теплое море способствует заражению опасными микробами. Летом из-за ротавируса в Приморско-Ахтарске в инфекционных больницах оказались почти треть детей. Но наш отдых ни разу не испортило подобное заболевание.

Избежать инфекции на море нам помогает следование основным рекомендациям эпидемиологов:

  1. Выбирать места для купания в море подальше от большого скопления людей.
  2. Не приобретать еду на пляже.
  3. Плавая в воде, не следует разговаривать, чтобы вода не попала случайно в рот.
  4. Если после купания в море решено перекусить на пляже, следует обязательно вымыть руки перед едой питьевой водой.
  5. Не стоит забывать убирать после себя мусор, чтобы не привлекать насекомых и других переносчиков инфекций.

Общие сведения о погоде в городе Приморско-Ахтарск (климат в городе Приморско-Ахтарск)

Содержание
–> Текущий месяц
–> Самый тёплый, холодный, солнечный и снежный
–> Погода по месяцам (таблица)
–> Температура по месяцам (график)
–> Влажность по месяцам (график)
–> Роза ветров

На сайте содержится информация о погоде в городе Приморско-Ахтарск начиная с 2014 года. Данная страница рассказывает о погоде в городе Приморско-Ахтарск

в целом, то есть о
климате в городе Приморско-Ахтарск
. Более подробные данные о
погоде в городе Приморско-Ахтарск
можно получить, например, по ссылкам:

  • Погода в городе Приморско-Ахтарск в апреле,
  • Погода в городе Приморско-Ахтарск в апреле 2021 года,
  • Прогноз погоды в городе Приморско-Ахтарск

На каждой из страниц содержится подробная информация о температуре, влажности, розе ветров в городе Приморско-Ахтарск

и иных параметрах климата в соответствующий месяц. Другой город и другую дату можно выбрать в меню сайта.

Общие советы

  • Большое количество комаров способно омрачить отдых. Поэтому средства от насекомых лучше купить заранее.
  • Магазинов с одеждой здесь очень мало. Лучше еще дома позаботиться о своем летнем гардеробе.
  • Обязательно нужно взять с собой ветровки. Несмотря на жаркие дни, вечерами может дуть холодный пронизывающий ветер.
  • Покупать продукты лучше с утра, рынок перестает работать днем, некоторые магазины также рано закрываются.

Ложка дегтя

Приезжая в Приморско-Ахтарск, нужно понимать, что это провинциальный тихий городок. Статус климатического курорта он получил сравнительно недавно. Однако, туристическое направление активно движется вперед. Как и в любом другом городе, здесь можно найти свои недостатки в отдыхе:

  • большое количество комаров в вечернее время;
  • непривычная для употребления питьевая вода;
  • небольшой выбор развлечений, особенно для молодежи;
  • малолюдно после 14 часов;
  • на пляжах недостаточно кабинок для переодевания и туалетов либо полное их отсутствие;
  • мало бюджетных мест питания;
  • море мутное на вид;
  • отсутствие железнодорожного вокзала и аэропорта.

Приморско-Ахтарск нельзя назвать идеальным курортом, но для неспешного и спокойного отдыха он очень подходит. Ведь для отпуска с семьей бывает достаточно теплого моря, солнечной погоды, ласкового пляжа, свежих фруктов и приветливых горожан.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Буря в плавнях

Крайне редкий для Кубани факт произошел в Приморско-Ахтарске: по актуальному для всех жителей вопросу здесь диаметрально разошлись позиции руководителей исполнительных и представительных структур. Причем все это случилось не в тиши кабинетов, а публично.

Без альтернативы

Камнем преткновения стало место размещения морского погрузочного комплекса. Разговоры о его строительстве в Приморско-Ахтарске ведутся давно. Еще в 1992 году администрация города заказала в столичном проектном институте техническое обоснование порта грузооборотом до двух с половиной миллионов тонн. Было предложено три варианта размещения площадки. Эти документы пролежали без движения почти десять лет, пока к ним не вернулись, остановившись на самом перспективном, по общему мнению, варианте на северной окраине Приморско-Ахтарска. Под будущее сооружение зарезервировали участок площадью 92,5 гектара, о чем год назад руководители города письменно проинформировали фирму, занимающуюся поисками инвесторов.

И вдруг выяснилось: порт собираются строить совсем в другом месте — на юге, в Ахтарском лимане, рядом с рыбоходным каналом нерестового хозяйства и уникальным месторождением целебных грязей. Подобный вариант прежде даже не рассматривался, а теперь его стали усиленно проталкивать, аргументируя, что он менее затратный и якобы нашелся инвестор, готовый взяться за возведение объектов.

Информация в течение нескольких месяцев держалась в секрете, пока о ней случайно не узнала депутат райсовета, редактор и учредитель местной независимой газеты «Приазовье» Анастасия Баранова, которая тут же ее озвучила. Реакция последовала незамедлительно: глава района Александр Очередько лично провел на местном телевидении дискуссию по поводу размещения порта. В основном с длинными монологами перед камерой выступали сторонники «южного» варианта.

По разные стороны баррикад

Телепередача в буквальном смысле взорвала город, в чем убедился корреспондент «РГ». В Приморско-Ахтарске теперь только и говорят о порте и раздают друг другу листовки с призывами встать на защиту природы.

— Приморско-Ахтарск имеет статус курорта местного значения, — говорит депутат Анастасия Баранова. — Поэтому позиция наших избирателей однозначна: данный проект — гибельный для курорта, и нельзя допустить его реализации. Два года назад райсовет выделил два миллиона рублей на разведку запасов лечебных грязей. Карты их залегания теперь имеются в администрации района. Именно в Соленых озерах и Ахтарском лимане, где собираются строить порт и подъездные пути к нему, разведаны огромные запасы. В случае реализации проекта они могут превратиться в мутный ил или придорожную пыль.

Председатель городского Совета депутатов Сергей Хаймахан такого же мнения.

— В наш район со всего края приезжают на рыбалку и охоту, — продолжает он. — Здесь еще сохранились чистые места и нетронутая природа. Все рыбаки и охотники хорошо знают, что Ахтарский лиман является местом выгула и нереста рыбы. Когда-то ее здесь чуть ли не сачком ловили. Теперь запасы оскудели, но их, похоже, вообще хотят уничтожить.

Председатель депутатского корпуса районного Совета Александр Бирюков от слов решил перейти к делу и публично заявить о своей позиции. 15 мая в той же районной газете — на целый разворот — была опубликована его статья «Наш долг — сохранить уникальную природу и курортный потенциал». В ней в прошлом штурман дальнего плавания и старший капитан рыбнадзора аргументировано, с цифрами и фактами изложил свою позицию: размещение порта в Ахтарском лимане не только безумно, но и более того — «вообще преступно».

Газетная публикация стала настоящим бестселлером. К этому времени глава города Анатолий Денисенко издал проект постановления «О размещении морского перегрузочного комплекса в южной части Приморско-Ахтарска». Именно этот вариант активно поддерживал и глава района Александр Очередько. Вот и вышло, что руководители двух ветвей власти оказались по разные стороны баррикад.

Засекреченный инвестор

Проект постановления вынесли на публичные слушания. За пять дней до объявленной даты их проведения оргкомитет закончил принимать заявки от желающих высказаться. В ней требовалось коротко изложить свою позицию. 11 экспертов однозначно заявили свое несогласие с выбранным местом размещения порта. А следом 18 человек высказались в поддержку. Некоторые в кулуарных беседах не скрывали, что отнесли свои заявки в оргкомитет «после убедительных рекомендаций сверху».

Публичные слушания проводились в Приморско-Ахтарске и раньше, но впервые — такие массовые. Для собравшихся стал тесен зал ДК на 600 мест. Чтобы люди смогли задать вопросы с мест, в нем установили микрофоны. В качестве экспертов выступали в основном местные жители, но несколько человек приехали из края. Бурная дискуссия продолжалась пять часов. Вел слушания заместитель главы города Валерий Спичка. Он всеми силами пытался сдерживать зал, эмоционально реагирующий на речи сторонников южного варианта, но это ему плохо удавалось, и от волнения Спичка стал называть микрофоны микрорайонами. Со стороны его постоянные оговорки типа «включите пятый микрорайон» выглядели весьма забавно, но люди в зале не обращали на это внимания. Зато не скрывали своего возмущения, когда выступающие уходили от ответов на прямо поставленные вопросы. К примеру, так и не удалось выяснить, кто же является инвестором строительства портовых сооружений в Ахтарском лимане.

Среди тех, кто активно поддержал эту идею, были в основном чиновники разных уровней, а также руководители фирм, рассчитывающих в будущем получить выгодный заказ. Аргументы тех, кто был «за», сводились к тому, что предлагаемый участок — существующая промышленная зона, сложившаяся в течение десятилетий. Порт, грузооборотом 5,4 миллиона тонн в год, даст мощный импульс развитию всего городского хозяйства. Это и многократное увеличение налоговых поступлений в местную казну, и создание свыше 600 новых рабочих мест, и прочие блага.

Народ с мест выкрикивал, что они вовсе не против строительства порта, но вот с местом размещения категорически не согласны. Глава района Александр Очередько в эксперты не записывался, однако не выдержал и вступил в дискуссию из зала. «На южную часть есть инвестор, — сказал он. — Он только в этом месте соглашается строить. А все остальные варианты вилами по воде писаны. Так что сейчас решается вопрос в принципе: быть или не быть порту в нашем городе».

Кто же стоит за спиной загадочного инвестора, узнать собравшимся так и не удалось. Некоторую ясность внесло выступление районного архитектора Татьяны Парфеновой. Она сообщила, что администрации было предложено принять участие в конкурсе по размещению особой экономической портовой зоны. Южный вариант кажется предпочтительней, так как он менее затратный. Однако, по словам заведующего сектором департамента по транспорту и связи Краснодарского края Александра Кутынина, решение о месте размещения порта в Приморско-Ахтарске еще не принято, хотя все понимают — строить его нужно: ведь сейчас 30 процентов грузов переваливается через расположенные на Азовском море украинские порты. Но без положительного заключения экологической экспертизы, заверил краевой чиновник, стройка не начнется.

Получается, пока в Приморско-Ахтарске делят шкуру неубитого медведя? Судя по всему, кому-то здесь очень хочется протолкнуть наверх именно южный вариант строительства. Для этого и проводились публичные слушания, в ходе которых большинство заявленных экспертов поддержали именно его. А вот народный протест в официальную бумагу не попал, хотя местные жители готовы грудью встать на защиту уникального лимана.

Мнение

Андрей Рудомаха, координатор экологической вахты по Северному Кавказу:

— Мы будем опротестовывать результаты состоявшихся в Приморско-Ахтарске публичных слушаний, ибо в данном случае была нарушена сама процедура их проведения. Общественность должна была заблаговременно получить информацию, чтобы не руководствоваться эмоциями при оценке воздействия на окружающую среду. Но даже на первый взгляд понятно, что сейчас выбран самый экологически неблагоприятный вариант размещения порта.

С учетом запланированной перевалки нефтепродуктов это губительно скажется не только на Ахтарском лимане, но и расположенном в непосредственной близости от него Ахтаро-Гривенском водно-болотном угодье международного значения, охраняемом Рамсарской конвенцией. У меня сложилось твердое убеждение: организаторы слушаний любой ценой хотели получить документ, с помощью которого они рассчитывают продвигать этот экологически опасный проект.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: