Город Коломна и ее знаменитый кремль


Общие сведения и история Коломны

Один из самых древних городов Подмосковья Коломна ведёт свое летоисчисление с 1177 года. Город был заложен после распада Киевской Руси рязанскими князьями для укрепления северной обороны и захвата стратегически важной территории – места впадения Москва-реки в Оку. Коломна не раз переходила из рук в руки: от рязанских князей к московским. Видела и татар, и крымских ханов, и пожары, и эпидемии.

Славная история Коломны окутана легендами и мистикой. Здесь и странный обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, и недолгое царствование Марины Мнишек, и многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах.

Интересная версия о происхождении названия Коломны основана на её местоположении. В этом месте Ока — извилистая, с многочисленными рукавами, «ломаная». Отсюда и название: Ока ломаная – Коломна. По аналогии: Кашира — Ока широкая, Калуга — Ока луговая.

История города Коломна

Коломна — наиболее крупный и один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древний город Подмосковья — находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.

Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе».

В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».

Основание города восходит к глубокой древности; известно,, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено, земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.

Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья.

В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.

1 января 1238 г. в Коломну вошли отряды татар и разгромили ее. Долгое время здесь никто не селился. Но постепенно Коломна опять застроилась деревянными домам и, и в 1301 г. этот город одним из первых вошел в состав молодого Московского княжества. Через 27 лет он упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты.

В 1359 г. Коломну получает князь Дмитрий Иванович, которого после победы в Куликовской битве стали называть Дмитрий Донской. В 1380 г. в Коломне он производил смотр войскам я отсюда выступал в поход на татар, окончившийся победой русских войск над полчищами Мамая на Куликовом поле. Сохранились сведения о том, что Дмитрий Донской венчался с суздальской княжной Евдокией в Коломне, в Воскресенской церкви.

В середине XIV в. здесь была учреждена Коломенская епархия, а с 1370-х гг. в документах упоминается древнейший на этих землях Спасский монастырь.

После одной из побед над татарским отрядом в городе начинается строительство главного городского собора — Успенского кафедрального. Это было большой смелостью, пока набеги кочевников продолжались. До полного освобождения от татарской зависимости оставалось еще целое столетие.

В 1380 г. в знаменитой битве с татарскими отрядами на Куликовом поле погибли воевода Микула Васильевич Вельяминов и 20 бояр из Коломны.

В XIV—XV вв. Коломна, используя свое выгодное местоположение, быстро превращается в важный торговый и складской пункт. Город в этот период играет крупную роль в торговых связях столицы русского государства Москвы через Москву-реку, Оку, Волгу с Востоком. Коломна становится вторым после Москвы по значению и богатству городом Московского Великого Княжества.

Коломна не сохранила своих древнейших монументальных сооружений, но значение ее как города с ранними постройками весьма велико и поэтому интересно воссоздать примерную картину облика города XIV—XV вв. Деревянные укрепления, выстроенные в XIV в., представляли собой сооружения, характерные для древнерусских городов. По земляным валам были выстроены деревянные стены, рубленные клетями, заполненными землей. Прясла стен перемежались деревянными же башнями, покрытыми шатровыми кровлями. Городские укрепления в то время охватывали меньшую территорию, чем обнесенная позднее каменными стенами площадь коломенского кремля. Из-за деревянных стен и башен виднелись белокаменные монументальные сооружения — Успенский собор (1382 г.) и Воскресенская церковь (вторая половина XIV в.).

Расцвет города начался в составе молодого Московского государства, когда царь Иван III, укрепляя его, переселил сюда знатные и богатые семьи из Великого Новгорода. При Василии III, в 1522 г., город стал царской резиденцией на время продолжавшихся боев с татарскими отрядами. В эти же годы начал строиться каменный кремль.

Коломна. Гравюра XVII века.

Новое сооружение стало одним из лучших укреплений в русских землях начала XVI в. Стена имела 17 разнотипных башен, из которых 6 были проездными.

Одна получила название Маринкина, так как, по преданию, именно в ней была заключена жена Лжедмитрия — Марина Мнишек. Высота башни 31 м, толщина — 4-5 м. Дочь богатого польского воеводы Марина Мнишек была царицей в 1605 г. В 24 года она стала узницей крепости. Ее считали колдуньей, и охране запрещали смотреть ей в лицо.

На востоке кремля сохранилась массивная Пятницкая башня. Сохранился и старый архиерейский дом, построенный на территории кремля. Позднее это здание вошло в новую городскую застройку.

В XVI в. Коломна, как и многие города страны, имевшие в то время важное стратегическое значение, получила взамен деревянных новые каменные городские укрепления — коломенский кремль, один из крупнейших среди таких сооружений древнерусских городов.

В 1543 г. в Коломне Иван Грозный собрал русские войска для похода на татар; здесь же проходил он с войском в 1552 г. походом на юг для борьбы с татарами, продолжавшими враждовать с русским государством.

В 1598 г. Борис Годунов опять же здесь, в Коломне, готовил войско для крымского похода.

Позднее, во второй половине XVII в., город оказался в глубоком тылу страны и утратил свое прежнее оборонное значение пограничного города, но в полной мере сохранил свою роль крупного торгового центра страны. Коломна в это время ведет оживленную торговлю с новыми черноземными областями, Казанью, Астраханью. В Коломне значительное развитие получают многочисленные ремесла.

В 1636 г. немецкий путешественник Адам Олеарий, следовавший через Россию в Персию, сделал рисунок, изобразив панораму города того времени. Он дает представление о древней Коломне.

Во второй половине XVII в., при царе Алексее Михайловиче, недалеко от города началось строительство русского флота. Торговые отношения с южными странами потребовали более крупных судов, чем те барки, на которых плавали русские купцы, И при Петре I здесь продолжали строить суда для перевозки хлеба.

В 1723г. в Коломне основали духовную семинарию. С 1730-хгг. в городе началось строительство промышленных предприятий.

Одним из первых стал действовать небольшой завод по изготовлению фруктовых сладостей. Его владельцем был купец Шершавин. Через некоторое время в городе появилась полотняная фабрика.

С середины XVIII в. в Коломне начинают строиться мануфактурные предприятия, кожевенные, кирпичные, салотопные, солодовенные заводы, суконные, шелковые и другие фабрики.

К середине XVIII в. в Коломне богатые купцы начали строить жилые каменные дома, подражая состоятельным людям Москвы. Наиболее ярким примером стала построенная в 1760 г. усадьба купца И. Т. Мещанинова, сохранившаяся и до нашего времени.

14 октября 1775 г. Коломну посетила императрица Екатерина II. По ее указанию для города был разработан герб: «На лазоревом поле столб белый, наверху корона, около две звезды».

В конце XVIII в. число промышленных предприятий в городе значительно увеличилось. Появились кирпичные заводы, фабрика сукна, фабрика шелка и другие.

В 1784 г. Коломна получает новый генеральный регулярный план. Как и планы многих русских городов, утвержденных в то время, он представлял собой геометрически правильную сетку улиц, наложенную на исторически сложившуюся планировку города с его рельефом и древними архитектурными сооружениями.

Новый план в малой степени учитывал расположение этих древних памятников, и даже архитектурная достопримечательность города — кремль — не получила должного учета в замысле нового генерального плана. Расположение улиц города, намеченное в плане 1784 г., сохранилось в старой части города до нашего времени.

В основу новой планировки были заложены направления главных дорог, связывающих Коломну с другими городами. Например, дорога Москва—Рязань стала главной улицей города, и ее направление давало ориентацию основной сети его улиц. Перелом в расположении этой прямоугольной сети кварталов был обусловлен направлением другой важной дороги на Егорьевск—Владимир, проходившей через мост на Москве-реке, существующий возле Пятницкой башни с XVI в.

В новом плане нашло отражение торговое значение Коломны: намечалось создание ряда торговых площадей на главной улице города, проектировалось создание обширных торговых рядов. Как и в других русских городах, генеральный план застройки Коломны предусматривал в центре города строительство жилых домов зажиточной части населения, а городские окраины отводились для расселения бедноты.

Застройку города по новому плану значительно ускорил сильнейший пожар, постигший Коломну в 1799 г. К этому времени в городе по новой планировке стала проводиться интенсивная застройка. Богатый торговый город имел возможности обстраиваться добротными каменными домами.

Коломна конца XVIII — начала XIX в. заметно выделялась среди других подмосковных городов большим числом каменных жилых домов в общей массе городской застройки.

Характер жизни и экономика большого торгового города начали изменяться во второй половине XIX в., когда в Коломне возникают первые крупные промышленные предприятия, налаживается производство товарных вагонов, а затем и паровозов (в 1869 г. в Коломне был выпущен первый отечественный паровоз). Город превращается в крупный промышленный центр с заводами общегосударственного значения.

Известный русский писатель, автор исторических романов И. И. Лажечников родился в Коломне в сентябре 1792 г. в семье богатого купца, славившегося своим уважительным отношением к образованию. Сыну Ивану в учителя был нанят француз Болье, в рекомендации которого указывалось, что он « высоко образован и гуманист».

И. И. Лажечников был участником взятия Парижа в 1814 г., позднее возглавлял училище в Твери. В 1840-е гг. он служил вице-губернатором сначала в Твери, а затем в Витебске. Среди самых известных исторических его романов — «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838).

В 1869 г. Коломна прославилась по всей России, когда на машиностроительном заводе был выпущен первый паровоз, Позднее здесь стали делать трамваи.

В 1902 г. на средства богатых людей города началось строительство водопровода, что для русской провинции было большой редкостью.

После Великой Отечественной войны в Коломне много занимались восстановлением, новым строительством и реставрацией старых зданий. Сейчас в центре Коломенского кремля, на Соборной площади, стоят отреставрированные Тихвинская церковь (построена на деньги купца И. Т. Мещанинова в 1776 г.) и Успенский кафедральный собор, который посещали и Екатерина II, и Александр III.

При соборе было создано православное братство имени князя Дмитрия Донского, работали воскресная школа и благотворительная столовая, выходила газета «Благовестник».

Постройки на Соборной площади стали единым историческим архитектурным ансамблем и духовным центром Коломны. От прошедших веков в городе сохранилось много памятников разных эпох.

Схема расположения архитектурных памятников г. Коломны 1. Кремль. Стены и башни 2. Успенский собор 3. Тихвинская церковь 4. Воздвиженская церковь 5. Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря 6. Успенская церковь Брусенского монастыря 7. Церковь Иоанна Богослова и торговые ряды 8. Церковь Михаила Архангела 9. Церковь Бориса и Глеба 10. Покровская церковь 11. Вознесенская церковь 12. Троицкая церковь 13. Церковь Петра и Павла 14. Богоявленская церковь 15. Церковь Рождества Христова 16. Воскресенская церковь на Посаде 17. Никитская церковь

Силуэты старых построек делают город не похожим на другие городские образования. И с каждым годом все больше древняя Коломна привлекает туристов и художников, школьников и ученых, архитекторов и журналистов.

Климат и экология Коломны

Современная Коломна – красивый, зелёный, уютный город, с прекрасными благоустроенными жилыми кварталами и бережно сохранённой исторической застройкой — расположена на юго-востоке Московской области в 100 км от Москвы.

Климат обычный подмосковный: довольно снежные зимы без сильных морозов и тёплое лето с частыми грозами. Город зелёный, типичный ландшафт окрестностей – луга и долины, перемежаемые небольшими лесками, в основном, лиственными.

В регионе три реки – Ока, Москва и Коломенка. Воздух в Коломне, конечно, как и в любом городе, где сохранилась промышленность, не кристально чистый. Местные жители больше всего жалуются не на цементный завод или ЖБИ, а на мясоперерабатывающий комбинат, периодически отравляющий воздух в городе, особенно в микрорайоне Колычёво.

Автомобилей много, прямо через город проходит трасса М5 Москва — Рязань, что также не улучшает экологию. Правда, на трассе есть объездной путь с севера, так что хотя бы фуры в город не заезжают.

Что посмотреть в Коломне: Кузнечная слобода

Кузнечная слобода в Коломне
Коломенские кузнецы всегда играли особую роль в жизни города. В «Кузнечной слободе» вас ждет увлекательная история этого старинного ремесла. Фото: Василий Хрулёв
Музей кузнечного мастерства и народных ремесел «Кузнечная слобода» — отличное место, куда можно сводить детей. Познавательная экскурсия, интерактивная экспозиция и настоящие мастер-классы в кузнице — юные путешественники будут в восторге.

Вы увидите доспехи и оружие русских воинов, всевозможные старинные кованые предметы быта, уже давно вышедшие из обихода, — весы, утюги, чайники и многое другое. Что ни вещица, то настоящее произведение искусства! После экскурсии каждый сможет собственноручно выковать себе на память подкову или прикупить изящный и долговечный сувенир в лавке.

Население Коломны

Население Коломны – немногим больше 144 тыс. человек, седьмой по численности город Подмосковья. В советские времена город по причине наличия военных заводов был закрыт для посещения иностранцев. Заводы и сейчас вполне себе процветают.

В городе два местных вуза: высшее артиллерийское училище и педагогический институт и несколько филиалов московских вузов.

В городе интересная культурная среда, со сложившимися традициями, есть творческие объединения музыкантов, художников, декораторов.

Коломна – город с сильными православными традициями. Но есть в городе и сравнительно небольшая мусульманская община (3 тыс. человек), неоднократно поднимался вопрос о строительстве мечети.

Районы и недвижимость Коломны


Карта Коломны
Официально Коломна разделяется на 11 районов (см. на карте). Но, как это обычно бывает, местные жители районы распознают по-своему. Так, районы, расположенные на правом берегу Оки – Дубовая Роща и Ларцевы Поляны – до сих пор считают не Коломной, а Щурово. До 1960г. это был отдельный город.

Район Голутвин — часть официального района Митяево, лежащая вокруг железнодорожного вокзала, станции Голутвин. В Коломне есть и станция Коломна, но это маленькая остановка, а жд вокзал и автовокзал расположены в Голутвине. Эта петрушка тянется еще с советских времён, когда в целях конспирации, чтобы не раскрыть врагу местонахождение полусекретной Коломны, станция называлась другим именем. Голутвин — район старый, жильё, в основном, панельки, но недавно завершилось строительство 17-ти этажного кирпичного дома в квартале 31. Стоимость одного кв. м в этом доме — от 56 тыс. руб.


Микрорайон Голутвин-31

Коломенский «спальный» район Колычёво возник в 70-е годы прошлого века, когда в Коломне остро встал жилищный вопрос: необходимо было снести ветхий жилой фонд в центре города и куда-то расселить людей. В те годы в Коломне жили не только в бараках и коммуналках, но даже в бывших монастырских кельях. Новый жилой массив в Колычёво решил эту проблему. И сейчас в Колычёво живёт почти треть всего городского населения. Застройка идёт по сию пору.

На улице Девичье поле (в честь места, на котором Дмитрий Донской собирал войско на Куликовскую битву) заканчивается строительство 7-го микрорайона — четырёх 15-ти этажных монолитно-кирпичных домов. Правда, ведётся оно уже лет пять. Несмотря на долгострой, более половины квартир уже проданы.

Там же, на высоком берегу Оки будет возведён ещё один такой же комплекс, 8-й микрорайон. Прямо перед въездом на колычёвский мост стоят два 10-этажных кирпичных красавца – первенцы жилого комплекса «19 квартал», метко наречённые в народе «жовто-блакитными». Стоимость кв. м. жилья в этих комплексах эконом-класса – где-то в районе 50 тыс. руб.


Жовто-блакитные дома в Колычёво, ул. Флотская

В Центральном районе в непосредственной близости от исторического центра построены два комплекса бизнес-класса – «Серебряные паруса» и «Виктория-парк» — монолитно-кирпичные в 9, 12 и 16 этажей, с нежилыми первыми этажами, предусмотренными для размещения магазинов, кафе, сервисов и подземной парковкой. Стоимость кв. м. здесь заметно выше — от 60 тыс. руб.


Жилой комплекс «Серебряные паруса»

Ещё в 2000-е годы в центре было построено несколько кварталов малоэтажных таунхаусов, площадью от 180 кв. м. и стоимостью от 9 млн. руб.

Рядом с Репинским прудом началось строительство элитного малоэтажного микрорайона со своей котельной, детскими площадками, зонами отдыха. Первые два этажа облицованы красным и черным гранитом. Стоимость – от 45 тыс. руб в зависимости от сроков оплаты. Окончание строительства намечается только лет через пять.


Вид на таун-хаус в Центральном районе и торгово-развлекательный

Жильё в Коломне охотно покупают не только местные жители. Здесь много бывших военных, получивших сертификаты на покупку жилья в Подмосковье. Да и москвичам нравятся окрестности Коломны.

Садовых товариществ здесь много еще с советских времён. Но вот комфортных, уже готовых к проживанию коттеджных посёлков пока нет. Очень интересным представляется строительство коттеджного посёлка Семибратское, в 3км от Коломны у Малинского шоссе, т.е. круглогодичная подъездная дорога уже есть.

Недалеко до Оки и Коломенки, в посёлке несколько чистых прудов с рыбой. Стоимость участков без подряда – от 60 тыс. рублей за сотку. А совсем рядом с Коломной, в деревне Парфентьево планируется строительство жилого микрорайона с малоэтажной застройкой. Комплекс по плану включает в себя шопинг-молл с кинотеатром, культурно-выставочный и спортивный комплексы, автосервис, заправку и мотель.

Основные улицы Коломны

  • Пр. Кирова – широкая магистраль в центральной части Коломны, отделяющая ее от Репинского района. На нем находятся Мемориальный парк, памятник В.П. Макееву, супермаркет «Пятерочка. По обеим сторонам проспекта – только многоэтажная застройка.

  • Ул. Октябрьской Революции – важнейшая и самая длинная улица города, начинающаяся с моста через Оку в левобережную часть Коломны и заканчивающаяся в поселке Радужный. Ее название в адресе имеют площадь Восстания, ж/д вокзал, Бобровский парк, администрация округа, Коломенский суд и Ионно-Богословский храм.

  • Ул. Ленина – еще одна улица в центре Коломны, на которой расположены стадион «Труд», санаторий «Тепловозостроитель и парк Мира.

  • Ул. Астахова – улица в районе Колычево, берущая начало от проспекта Кирова и заканчивающаяся практически у выезда из города. На ней находятся памятник 800-летию Коломне, супермаркет «Магнит» и поликлиника №2.

  • Пр-д. Станкостроителей – короткая, но широкая артерия города, поблизости от которой располагаются в основном промышленные предприятия и магазины «Пятерочка», «Континент, а также реабилитационный class=»aligncenter» width=»1860″ height=»855″[/img]

Инфраструктура города

По размерам, темпам строительства нового жилья, развитию транспортной сети Коломна напоминает скорее областной город, чем подмосковный район. Гордость коломенцев – трамвайная линия, стартовавшая ещё в 1948г. И практически единственная в Подмосковье. Есть еще трамвай в Ногинске, но разве это трамвай – всего одна линия, никакого кайфа! А в Коломне на сегодняшний день имеется 10 трамвайных маршрутов, охватывающих весь город. Проезд в трамвае дешевле, чем на автобусе или маршрутке и ходят они точно по расписанию.

То, что Коломна – город успешный и развивающийся прекрасно понятно и жителям окрестных регионов. Многие жители соседних городов – Луховицы, Зарайск, Озёры — ездят сюда на работу или учёбу. Но проживание в городе совсем недёшево. Здесь самые высокие в Подмосковье тарифы на жилищно-коммунальные услуги, значительно выше, чем в Москве или соседней Рязани. Связывают это с тем, что ремонт и содержание жилого фонда в городе находится в руках монополиста – ОАО «Департамент городского хозяйства».

Дороги в Коломне средненькие. Очень помогло в этом плане строительство 6 лет назад конькобежного центра мирового уровня. Удалось за счёт федерального бюджета и дороги подлатать, и исторический центр подновить. Но по-прежнему содержание автомобильных дорог в приемлемом состоянии остаётся проблемой. Коломенцы шутят, что все деньги, выделяемые на ремонт дорог, уходят на укладку бордюров. Вот укладка бордюров в Коломне делается с завидной периодичностью.

В целом, автомобильное движение в городе довольно спокойное. Пробки бывают только на центральной улице, Октябрьской Революции, она является продолжением трассы М5 и многие автомобили едут через город, а не в объезд.


Улица Октябрьской Революции. Ну чем не столица?

С медициной в городе всё более-менее стабильно, поликлиник и больниц достаточно. Есть детская больница, роддом, женские консультации, стоматологическая поликлиника, реабилитационный центр и даже гемодиализный центр, оснащенный самым современным оборудованием.

В городе 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждения и множество домашних детских садов. К сожалению, это не способно удовлетворить растущие запросы молодых мам. Местами в детсадах обеспечивается примерно две трети детей дошкольного возраста. Хуже всего ситуация с детсадами в Центральном районе и в Щурово. А лучше всего в Колычёво, где расположено 6 садиков и практически нет очереди. Три года назад в Колычёво был построен современный детский сад «Светлячок» на 185 мест с плавательным бассейном размером 4 на 8 метров, оборудованный специально для маленьких детей.


Детский сад «Светлячок» в Колычёво

Предприятия и работа в Коломне

Коломна – крупнейший в Подмосковье промышленный центр. Рабочих мест здесь хватает не только для коренных коломенцев – более 85% трудоспособного населения трудится в городе — но и для тружеников из соседних городов. Правда, средняя зарплата в городе не самая высокая в Подмосковье.

Рабочие места в городе есть, в первую очередь, конечно благодаря машиностроению и оборонке. «Коломенский завод» — один из крупнейших в мире производителей железнодорожной техники. КБМ (конструкторское бюро машиностроения) – старейший в России разработчик и конструктор военной техники, предприятие серьёзное, производит «Искандеры» и противотанковые ракетные комплексы с нежным названием «Хризантема».

Прекрасно себя чувствуют и другие заводы Коломны: ЖБИ, «Щуровский цемент», «Коломенский домостроитель». В этом году начал работу складской комплекс «Первомайский хладокомбинат». Выпускает сладкую продукцию подразделение «Красного Октября». Есть в Коломне и научные институты, два НИИ – тепловозный и мелиорации, но чувствуют они себя не блестяще.

Иностранных инвестиций в районе практически нет. Оно и понятно: город до сих пор полузакрытый. Есть голландская «Броен продакшн», производящая трубопроводную арматуру да немецкий «Хенкель», делающий сухие строительные смеси.

В торговле преобладают небольшие магазины, но есть и крупные российские сети: Пятёрочка, Перекрёсток, Эльдорадо, Спортмастер, Л’Этуаль. Крупнейший торгово-развлекательный — любимое место шопинга и отдыха коломенцев. Здесь кроме многочисленных магазинов и кафе, есть многозальный кинотеатр «Синема-стар», детский развлекательный центр, даже панорамные лифты и фонтан в центре холла, почти как в ГУМе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: